Особенности национальной электрички: на что заменят утиль и душегубки
Однако вместе с тем пригородные поезда обвиняют в отсутствии комфорта и безопасности. И действительно – они в большинстве своем стары, в них тесно, душно и запросто можно получить травму. Когда же с российских путей исчезнут электрички полувековой давности, а поездка за город перестанет быть испытанием не для слабонервных?
Утиль и "душегубки"
Несмотря на то, что на дворе XXI век, россияне продолжают ездить в электричках советского производства, которые устарели морально и технически. Они давно не удовлетворяют даже минимальные потребности пассажиров: в холодное время года в них гуляет сквозняк, летом невозможно дышать, двери и окна периодически заклинивает, а туалет особо раскрепощенным пассажирам легко заменяет тамбур между вагонами.
В настоящее время в России эксплуатируются электропоезда постоянного тока серии ЭР2 и модели с не менее оригинальными и запоминающимися названиями (такие, как ЭР200, ЭТ2, ЭД2Т и ЭД4). Среди их собратьев на переменном токе - поезда ЭР9, ЭР9П и ряд других.
В этих нехитрых названиях на самом деле зашифрована история происхождения электричек. Так, все электропоезда серии ЭД выпускаются на Демиховском заводе, а серии ЭТ – в Торжке. Новочеркасский электровозостроительный завод также разработал модель электропоезда (ЭН3) и изготовил опытный образец. В СССР электропоезда серийно выпускал Рижский вагоностроительный завод в сотрудничестве с Рижским электромашиностроительным и Калининским вагоностроительным заводами (все поезда серии ЭР).
Парк электричек потихоньку обновляется, однако страна нуждается в гораздо более быстрых темпах. Как сообщили РБК в дирекции пассажирских сообщений ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), объем ежегодного обновления подвижного состава составляет всего 2,5-3,5% от общего объема парка. На эти цели РЖД направляет 10-12 млрд руб. в год.
К сожалению, закон "новое - значит хорошее" в отношении электричек работает не всегда. В частности, пассажиры часто жалуются на духоту в новых электричках, где отсутствует принудительная вентиляция вагонов, а окна открываются по типу фрамуги не более чем на 30 градусов. Чтобы избежать теплового удара, пассажиры вынуждены прибегать к подручным средствам - например, чтобы создать сквозняк, между дверьми вставляют бутылки. В таких поездах лучше ехать в тамбуре, чем сидеть в салоне вагона, говорят знатоки. В сравнении с такими новинками старые составы, несмотря на деревянные сиденья и общую изношенность, кажутся благом - хотя бы потому, что там окна можно открыть "на полную".
На чем поедем с ветерком?
Тем не менее, все не так плохо, как может показаться: разработчики учатся на своих ошибках. Так, летом 2011г. на Демиховском машиностроительном заводе была представлена новая модификация электрички ЭД4М, которая оснащена мягкими сиденьями, кондиционерами и туалетами. В нем нет межвагонных дверей, а тамбур оборудован улучшенной системой вентиляции.
Вагоны стали более герметичны - двери закрываются плотнее, установлены и новые стеклопакеты. Теперь они могут сохранять внутри комфортную температуру и при плюс 40, и при минус 40 за окном. Окна новых электропоездов также претерпели изменения: теперь форточки для проветривания открываются под большим углом, что способствует увеличению потока свежего воздуха, попадающего в салон.
Обеспечение безопасности, которому в последнее время уделяют повышенное внимание, тоже не осталось в стороне: система видеонаблюдения в салонах позволяет регистрировать происходящие события в режиме реального времени, информация отображается на пульте машиниста.
Скорость передвижения также приобретает все большее значение, и производители учитывают этот момент: новые поезда способны развивать скорость до 120 км/ч, в отличие от прежних 70 км/час.
Пока 25 таких чудо-поездов с повышенным уровнем комфорта поставлены на Московскую и Октябрьскую железные дороги, но в перспективе география их использования будет расширена.
Электричка "Ласточка" - журавль в руках
Среди приоритетных проектов ОАО "Российские железные дороги" - разработка и организация производства в России электропоездов Desiro (в российском варианте - "Ласточка") в партнерстве с немецкой компанией Siemens AG. Каждый поезд будет состоять из пяти вагонов, а его максимальная скорость составит 160 км/ч.
Начиная с 2013г., сразу 54 "Ласточки" "полетят" по Северо-Кавказской железной дороге. Они призваны обеспечить достойное транспортное обслуживание Олимпийских зимних игр 2014г. в Сочи, чтобы морально не травмировать иностранных туристов столкновением с еще советской реальностью. Поэтому гости Олимпиады поедут как белые люди – в мягких удобных креслах, с плотно закрывающимися дверями, с кондиционерами, информационными табло и даже туалетами.
После окончания Игр все эти радости будут доступны пассажирам пригородного сообщения в Северо-Кавказском и Московском регионах. А уже с 2015г. начнется выпуск электропоездов "Ласточка" на совместном предприятии Siemens и группы "Синара" в Екатеринбурге. При этом уровень локализации к 2017г. должен достичь 80%, то есть поезда будут практически полностью производиться в России. Остается надеяться, что на итоговом качестве это отразится несильно.
Цена вопроса
В этом году РЖД потратила на обновление своего парка почти 50 млрд руб. На эти деньги были куплены 48 электропоездов и 12 рельсовых автобусов. При этом железнодорожники предпочитают отечественного производителя: электропоезда закупаются у Демиховского машиностроительного завода, а рельсовые автобусы - у ОАО "Метровагонмаш".
Большая часть из 48 закупленных в текущем году электропоездов обладает улучшенными характеристиками: системами видеонаблюдения, микроклимата, принудительной вентиляции в тамбурах и даже технической диагностики электропоезда в режиме реального времени. А герметизированные межвагонные переходы и пластиковые диваны с мягкими вставками снижают уровень шума и позволяют пассажирам почувствовать себя наконец людьми, а не "совками".
На следующий год сохранены практически те же объемы закупки новых поездов: 450 вагонов моторвагонного подвижного состава, из которых более 50 электропоездов и 10 рельсовых автобусов. Часть из них предназначена для организации транспортного обслуживания саммита АТЭС во Владивостоке и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013г. в Казани. В РЖД заверяют, что все электропоезда будут обладать улучшенными характеристиками.
Таким образом, новых электричек на российских дорогах должно быть все больше, а проезд в них - все комфортнее. Однако, если парк пригородного подвижного состава будет обновляться в существующем темпе, россияне рискуют не заметить позитивных перемен, ведь процесс устаревания поездов тоже не стоит на месте, а значит, новой техники должно появляться хоть немного больше, чем той, которая уходит на заслуженный отдых.
Ксения Алейникова, РБК