Перейти к основному контенту
Экономика⁠,
0

Реанимация ЗИЛа: власти вкачают 900 млн руб. в умирающий завод

"Завод им. И.А.Лихачева" (ЗИЛ) в ближайшее время получит субсидию в размере 900 млн руб. от своего основного акционера - правительства Москвы. Официальная версия гласит, что эти деньги пойдут на стабилизацию и реформирование производства.
Реанимация ЗИЛа: власти вкачают 900 млн руб. в умирающий завод

Однако эксперты полагают, что перспектив для развития у ЗИЛа мало, а полученные средства будут направлены на погашение долгов завода. Единственный вариант - оставить производство легковых антикварных автомобилей для имиджа, а территорию завода продать для строительства жилья и офисов, считают они.

Субсидия на стабилизацию

Правительство Москвы предоставит ЗИЛу субсидию в размере 900 млн руб., сообщили сегодня в правительстве столицы. Такая мера необходима для стабилизации производственной деятельности и финансового положения завода, а также преодоления последствий экономического кризиса и сохранения производственного и кадрового потенциала ЗИЛа.

Субсидия будет предоставлена из бюджета Москвы и направлена на реформирование производства ЗИЛа, говорится в постановлении мэра столицы.

В обмен на эти деньги ЗИЛ должен взять на себя обязательства по стабилизации производственной деятельности и финансового состояния предприятия. Завод также должен представить определенные обязательства по выходу на рентабельный уровень работы, диверсификацию хозяйственной деятельности и поступательному развитию производства грузовых малотоннажных автомобилей.

Как все запущено

Однако эксперты полагают, что, скорее всего, 900 млн руб. будут направлены на погашение долгов ЗИЛа: выпуск продукции на заводе падает, а на само предприятие постоянно жалуются кредиторы.

В последний раз ЗИЛ показывал прибыль в 2006г., а с кризисом его положение только ухудшилось. Так в 2009г. ЗИЛ выпустил 2 тыс. 239 автомобилей - вдвое меньше, чем в 2008г. С началом этого года ситуация не улучшилась и объемы производства упали еще больше: в I квартале 2010г. - всего лишь 225 автомобилей (-44%), а в I полугодии - около 700 автомобилей (-27%) (данные АСМ-Холдинг).

У завода есть и серьезные финансовые проблемы - в суд периодически поступают заявления о банкротстве ЗИЛа. Арбитражный суд Москвы назначил на 20 октября рассмотрение обоснованности заявления ЗАО "НЕО Кемикал" (Нижегородская область) о признании ЗИЛа банкротом. А 2 сентября арбитраж Москвы зарегистрировал еще один иск о банкротстве ЗИЛа, поданный ООО "ПромАп-Ресурс". Чуть раньше - 19 августа - суд прекратил производство по аналогичному заявлению ООО "ПО "Союзэнергосервис-М": ЗИЛ погасил основной долг в размере 1,18 млн. руб.

Автомобиль для президента

Между тем, в начале сентября Управление делами президента России передало ЗИЛу техническое задание по разработке автомобиля для руководства страны, заявлял пресс-секретарь управделами главы государства Виктор Хреков. Аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Либин напомнил, что около полугода назад звучали заявления, что ЗИЛ будет производить автомобиль не только для президента, но и выпускать лимузины для всего руководства страны.

По его мнению, идея автомобиля для президента носит скорее популистский характер: производственная база завода устарела, а для соответствующей модернизации требуется гораздо больше средств, чем 900 млн руб.

Идея вобщем-то не нова: перед кончиной АЗЛК мэр Москвы Юрий Лужков тоже советовал чиновникам ездить на патриотичных "Юриях Долгоруких". Однако этих усилий оказалось недостаточно - завод это тогда не спасло. Аналитик "Брокеркредитсервиса" (БКС) Севастьян Козицын, в свою очередь, напоминает, что не менее патриотичная идея бывшего вице-премьера РФ Бориса Немцова пересадить чиновников на отечественные "Волги" тоже как-то не прижилась.

Последние заявления об интересе к заводу прозвучали в сентябре от итальянской компании Pininfarina S.p.A (занимается кузовостроительством и дизайном автомобилей). Итальянцев интересует ЗИЛ для организации выпуска электромобилей. По словам С.Либина, Pininfarina - тюнинговая компания, поэтому ее идеи в отношении ЗИЛа, скорее, концептуальный проект, который еще не проработан.

Лучше продать, чем мучиться

Эксперты скептически относятся к возрождению ЗИЛа. "В России ЗИЛ не настолько конкурентоспособный, как ГАЗ и иностранные производители грузовиков", - говорит С.Либин. "Перспектива ЗИЛа - постепенно сворачивать производство", - добавляет аналитик "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын.

Российский конкурент ЗИЛа - группа ГАЗ, уронив продажи в 2009г. по легким коммерческим автомобилям на 53% до 52 тыс. автомобилей (данные Ассоциации европейского бизнеса), с начала этого года стала активно их наращивать. В I квартале 2010г. ее продажи составили 10,8 тыс. легких коммерческих автомобилей (+11%), а за январь-август - уже 41,26 тыс. автомобилей (+27%).

Безусловно, свою роль сыграла и программа утилизации, куда ЗИЛ не был включен. Однако у группы ГАЗ производство и дистрибуция налажены гораздо лучше, чем на ЗИЛе, говорит С.Либин. В качестве примера он приводит последнюю разработку группы ГАЗ - "Газель" экономкласса по цене около 300 тыс. руб.

"К сожалению, у ЗИЛа на фоне возросшей конкуренции в сегменте легких коммерческих автомобилей перспектив нет", - говорит С.Козицын. По его словам, "Группа ГАЗ", наращивающая объемы продаж, терпит жесткую конкуренцию с иностранными грузовиками, а уж ЗИЛ - тем более. Эксперт считает, что в итоге территория завода ЗИЛ будет застроена офисами и жилыми домами, а ЗИЛу можно оставить "для имиджа" лишь штучное производство легковых "антикварных" автомобилей.

Глава аналитического департамента УК "Ингосстрах-Инвестиции" Евгений Шаго добавляет, что ЗИЛ стоит на "золотой" земле, которую гораздо выгоднее продать под строительство, чем производить автомобили.

Екатерина Чичурина, РБК

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 00:33
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 00:33
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В «Укрэнерго» назвали сроки восстановления энергоснабжения Политика, 00:41
Актер из «Сталинграда» и «Петербургских тайн» умер в возрасте 67 лет Общество, 00:37
Bloomberg рассказал о тревожной утечке мозгов в Apple Технологии и медиа, 00:13
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Берлин подтвердил участие Мерца в переговорах по Украине в Лондоне Политика, 00:03
Хегсет заявил о неустанной работе США над окончанием конфликта на Украине Политика, 06 дек, 23:56
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 06 дек, 23:30
Под Солнечногорском в Подмосковье взорвалась «Газель» Общество, 06 дек, 23:11
Axios узнал о «сложном обсуждении» между Зеленским и советниками Трампа Политика, 06 дек, 23:05
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 06 дек, 23:00
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 06 дек, 22:46
Над тремя регионами России перехватили восемь дронов за четыре часа Политика, 06 дек, 22:41
Третий деловой центр Москвы: в чем феномен «Южного порта» Недвижимость, 06 дек, 22:34