Реанимация ЗИЛа: власти вкачают 900 млн руб. в умирающий завод
Однако эксперты полагают, что перспектив для развития у ЗИЛа мало, а полученные средства будут направлены на погашение долгов завода. Единственный вариант - оставить производство легковых антикварных автомобилей для имиджа, а территорию завода продать для строительства жилья и офисов, считают они.
Субсидия на стабилизацию
Правительство Москвы предоставит ЗИЛу субсидию в размере 900 млн руб., сообщили сегодня в правительстве столицы. Такая мера необходима для стабилизации производственной деятельности и финансового положения завода, а также преодоления последствий экономического кризиса и сохранения производственного и кадрового потенциала ЗИЛа.
Субсидия будет предоставлена из бюджета Москвы и направлена на реформирование производства ЗИЛа, говорится в постановлении мэра столицы.
В обмен на эти деньги ЗИЛ должен взять на себя обязательства по стабилизации производственной деятельности и финансового состояния предприятия. Завод также должен представить определенные обязательства по выходу на рентабельный уровень работы, диверсификацию хозяйственной деятельности и поступательному развитию производства грузовых малотоннажных автомобилей.
Как все запущено
Однако эксперты полагают, что, скорее всего, 900 млн руб. будут направлены на погашение долгов ЗИЛа: выпуск продукции на заводе падает, а на само предприятие постоянно жалуются кредиторы.
В последний раз ЗИЛ показывал прибыль в 2006г., а с кризисом его положение только ухудшилось. Так в 2009г. ЗИЛ выпустил 2 тыс. 239 автомобилей - вдвое меньше, чем в 2008г. С началом этого года ситуация не улучшилась и объемы производства упали еще больше: в I квартале 2010г. - всего лишь 225 автомобилей (-44%), а в I полугодии - около 700 автомобилей (-27%) (данные АСМ-Холдинг).
У завода есть и серьезные финансовые проблемы - в суд периодически поступают заявления о банкротстве ЗИЛа. Арбитражный суд Москвы назначил на 20 октября рассмотрение обоснованности заявления ЗАО "НЕО Кемикал" (Нижегородская область) о признании ЗИЛа банкротом. А 2 сентября арбитраж Москвы зарегистрировал еще один иск о банкротстве ЗИЛа, поданный ООО "ПромАп-Ресурс". Чуть раньше - 19 августа - суд прекратил производство по аналогичному заявлению ООО "ПО "Союзэнергосервис-М": ЗИЛ погасил основной долг в размере 1,18 млн. руб.
Автомобиль для президента
Между тем, в начале сентября Управление делами президента России передало ЗИЛу техническое задание по разработке автомобиля для руководства страны, заявлял пресс-секретарь управделами главы государства Виктор Хреков. Аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Либин напомнил, что около полугода назад звучали заявления, что ЗИЛ будет производить автомобиль не только для президента, но и выпускать лимузины для всего руководства страны.
По его мнению, идея автомобиля для президента носит скорее популистский характер: производственная база завода устарела, а для соответствующей модернизации требуется гораздо больше средств, чем 900 млн руб.
Идея вобщем-то не нова: перед кончиной АЗЛК мэр Москвы Юрий Лужков тоже советовал чиновникам ездить на патриотичных "Юриях Долгоруких". Однако этих усилий оказалось недостаточно - завод это тогда не спасло. Аналитик "Брокеркредитсервиса" (БКС) Севастьян Козицын, в свою очередь, напоминает, что не менее патриотичная идея бывшего вице-премьера РФ Бориса Немцова пересадить чиновников на отечественные "Волги" тоже как-то не прижилась.
Последние заявления об интересе к заводу прозвучали в сентябре от итальянской компании Pininfarina S.p.A (занимается кузовостроительством и дизайном автомобилей). Итальянцев интересует ЗИЛ для организации выпуска электромобилей. По словам С.Либина, Pininfarina - тюнинговая компания, поэтому ее идеи в отношении ЗИЛа, скорее, концептуальный проект, который еще не проработан.
Лучше продать, чем мучиться
Эксперты скептически относятся к возрождению ЗИЛа. "В России ЗИЛ не настолько конкурентоспособный, как ГАЗ и иностранные производители грузовиков", - говорит С.Либин. "Перспектива ЗИЛа - постепенно сворачивать производство", - добавляет аналитик "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын.
Российский конкурент ЗИЛа - группа ГАЗ, уронив продажи в 2009г. по легким коммерческим автомобилям на 53% до 52 тыс. автомобилей (данные Ассоциации европейского бизнеса), с начала этого года стала активно их наращивать. В I квартале 2010г. ее продажи составили 10,8 тыс. легких коммерческих автомобилей (+11%), а за январь-август - уже 41,26 тыс. автомобилей (+27%).
Безусловно, свою роль сыграла и программа утилизации, куда ЗИЛ не был включен. Однако у группы ГАЗ производство и дистрибуция налажены гораздо лучше, чем на ЗИЛе, говорит С.Либин. В качестве примера он приводит последнюю разработку группы ГАЗ - "Газель" экономкласса по цене около 300 тыс. руб.
"К сожалению, у ЗИЛа на фоне возросшей конкуренции в сегменте легких коммерческих автомобилей перспектив нет", - говорит С.Козицын. По его словам, "Группа ГАЗ", наращивающая объемы продаж, терпит жесткую конкуренцию с иностранными грузовиками, а уж ЗИЛ - тем более. Эксперт считает, что в итоге территория завода ЗИЛ будет застроена офисами и жилыми домами, а ЗИЛу можно оставить "для имиджа" лишь штучное производство легковых "антикварных" автомобилей.
Глава аналитического департамента УК "Ингосстрах-Инвестиции" Евгений Шаго добавляет, что ЗИЛ стоит на "золотой" земле, которую гораздо выгоднее продать под строительство, чем производить автомобили.
Екатерина Чичурина, РБК