Средние российские ритейлеры испытывают трудности с ликвидностью
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings отмечает, что, несмотря на хорошие перспективы российского рынка ритейла, ряд российских компаний розничной торговли среднего размера испытывают трудности с ликвидностью из-за высокого левереджа и ограниченной финансовой гибкости. Такая оценка дается в распространенном сегодня комментарии Fitch.
"Ряд российских ритейлеров сталкиваются с финансовыми проблемами, в основном ввиду высокого левереджа и недостатка финансовой гибкости, - отмечает Джонни Да Силва, директор в аналитической группе Fitch по корпоративным эмитентам. - Поэтому не стоит недооценивать бизнес-риски на российском рынке ритейла. Несмотря на существенные темпы роста этого рынка, недостаточный финансовый контроль делает многие розничные сети уязвимыми при возникновении проблем с ликвидностью".
Некоторые российские ритейлеры прибегают к продаже активов, чтобы получить средства, необходимые для погашения текущей задолженности. Имея высокий левередж, парфюмерно-косметическая сеть "Арбат Престиж" не сумела вовремя осуществить выплаты по облигациям со сроком погашения в июне, хотя затем ей удалось погасить задолженность за счет продажи недвижимости по договору с обязательством обратного выкупа. Среди других компаний, использующих этот метод привлечения денежных средств, рейтинговое агентство называет "Копейку", которая в июне заключила договор продажи части активов с возможностью последующего выкупа с банком "Уралсиб", АЛПИ, заключившую подобное соглашение со Сбербанком, и розничную аптечную сеть "36,6", которая продала принадлежавшую ей сеть клиник под брендом Европейского медицинского центра.
Ряд других компаний оказались не готовы к реализации оферт по российским облигациям, дающим держателям право предъявить облигации к погашению до наступления срока погашения. Так, предъявление держателями к досрочному погашению облигаций российской группы "Марта", контролирующей сеть супермаркетов "Гроссмарт", в августе спровоцировало дефолт группы по своей задолженности.
В сложившейся ситуации инвесторы предпочитают реализовывать свои права на досрочное погашение облигаций или в обмен на отказ от использования таких прав требуют более высокие процентные ставки: 15-16% в сравнении с имевшими место ранее 9-10%. Чтобы обеспечить себе финансовую гибкость, российская розничная сеть "Копейка" предлагала держателям облигаций отсрочить реализацию оферты на 12 месяцев, обещая увеличить стоимость погашения облигаций по новой оферте до 104% от номинала. Тем не менее, 20 августа инвесторы предъявили к досрочному погашению 79% облигаций по стоимости 99% от номинала.
Растущее конкурентное давление также создает сложности для многих российских операторов. Как и другие развивающиеся рынки, российский рынок ритейла имеет высокий потенциал роста, несмотря на трудности, испытываемые некоторыми компаниями. Рынок пользуется преимуществами за счет высокого темпа роста потребления, относительно низкого уровня концентрации и по-прежнему низкого розничного товарооборота на душу населения относительно стран с развитой экономикой. Это привлекает в Россию крупные международные торговые сети, такие как Metro Cash & Carry, гипермаркеты Real, Media Markt (Metro AG) и Auchan SA. При этом в крупных городах конкуренция между международными группами усиливается присутствием крупных местных операторов, например, X5 Retail Group, "Магнит" и "М.Видео". Продолжающаяся консолидация в российском секторе розничной торговли будет оказывать дополнительное давление на независимые российские группы.
Потенциальная продажа сети гипермаркетов "Лента" в Санкт-Петербурге одному из международных ритейлеров может стать очередным шагом в рамках этого процесса.