Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Экономика ,  
0 

Эксперты считают политику Минтранса в области тарифов непрозрачной

Минтранс и ОАО "РЖД" договорились о заключительном этапе реформы железнодорожного транспорта. Для этого будет создана Вторая грузовая компания, пакет акций которой предложат купить частникам. Правда, тарифная политика, самый значимый инструмент регулирования отрасли, по-прежнему находится в руках Минтранса и Федеральной службы тарифов (ФСТ).
Эксперты считают политику Минтранса в области тарифов непрозрачной

Фактически, пишет сегодня "Независимая газета", это ставит крест на идее демонополизации рынка железнодорожных перевозок, однако в полной неприкосновенности остается коррупционный ресурс, сформированный за счет запутанной и непрозрачной системы льгот для избранных коммерческих компаний.

Как говорится в статье, проект реформы железнодорожной отрасли был утвержден российским правительством еще в 2001 году, однако до сих пор Минтрансу так и не удалось довести ее до логического конца. Логическим завершением реформы должна была стать демонополизация рынка грузовых перевозок и переход к "прозрачной" системе формирования тарифов как на аренду подвижного состава, так и перевозки грузов. Но, как отмечают эксперты ведущих деловых изданий, намеченный переход к рыночным принципам тарификации оказался фактически торпедирован чиновниками профильного ведомства. "Жаль, что Минтранс вопреки прямым обязанностям так и не разработал свою комплексную программу третьего этапа реформы", - рассказал "Новой газете" гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров.

Тем временем постоянный рост тарифов самым губительным образом сказывается на предприятиях сырьевого, энергетического и машиностроительного секторов. Так, еще до кризиса ФСТ и Минтранс пробивали в правительстве ежегодный рост тарифов на 10-20%. И пока в стране был серьезный экономический рост, Минтранс мог спокойно вводить те или иные ставки как общих, так и исключительных тарифов, поскольку клиенты были готовы к увеличению расходов. К тому же росла общая статистика перевозок, что позволяло транспортному ведомству рапортовать о значительных успехах. Так, в 2003-2008гг. доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны возросла с 40 до 42,6%.

Соответственно увеличилось влияние чиновников транспортного ведомства. Фактически показатели роста той или иной отрасли во многом зависят от позиции департамента госполитики в сфере железнодорожного транспорта Минтранса РФ. Возглавляет (является и.о. начальника) эту структуру Сергей Тугаринов. При этом создается впечатление, что рекомендуемые профильным подразделением Минтранса расценки на грузовые перевозки имеют свойство постоянно меняться. А как выводятся эти самые расценки, выяснить практически невозможно. На сайте ведомства есть, к примеру, раздел "Департамент госполитики в сфере железнодорожного транспорта", но какие у него задачи и кто в этом самом департаменте чем занимается, выяснить невозможно. Потому что кроме названия раздела ничего нет.

Разразившийся в 2008г. финансовый кризис, вопреки ожиданиям некоторых экспертов, в этой системе ничего не изменил. Вместо логичного в реалиях кризиса общего снижения тарифов был выбран путь дифференциации. Поэтому снова часть клиентов вынуждена будет платить по полной ставке, а другие - по более низким. Особый размах политика дифференциации тарифов для разных клиентов получила в кризис. Общий рост тарифов на 2009 год был установлен в пределах 8%. Но для нефтяников повышение составило лишь 1,8%, тогда как для металлургов и угольщиков такого исключения сделано почему-то не было, хотя эти отрасли также являются экспортно-ориентированными. Тем временем производители удобрений льгот на железнодорожные перевозки не получили вовсе.

Как отмечают многие специалисты, особый порядок тарификации чаще всего применяется в отношении компаний, ориентированных на экспорт. Так, если в 2000г. почти 63% экспортных железнодорожных поставок приходилось на сухопутные пограничные переходы, то к 2005г. эта цифра снизилась до 50%. Достичь такого результата Минтрансу удалось за счет повышения почти в два раза тарифов на перевозку грузов до иностранных портов. Реформа тарифной политики, которой занимались Минтранс и ФСТ, привела к забавному парадоксу: если для внутрироссийских перевозок каждый год расценки росли, то о существовании некоторых иностранных портов в ведомствах просто "забыли". Так, для порта Клайпеды с 2006 года перевозки не индексировались вообще. В итоге с началом кризиса это больно ударило по Калининградскому порту, который в прошлом году сократил грузооборот почти на 20%. Страдали и российские предприятия, столкнувшиеся с ростом транспорта. Но для целого ряда компаний, включая "Северсталь", НЛМК и Магнитогорский меткомбинат, действовали льготы, позволявшие платить существенно ниже общего тарифа.

Надо полагать, пишет "Независимая газета", практика особых тарифных льгот должна представлять интерес для правоохранительных органов. Отсутствие четких правил, субъективный подход - все это всегда дает огромный простор для обогащения чиновников. По словам председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, такая практика составляет 40-60% коррупции, причем проявляется она прежде всего в системе госзакупок и выделения различных квот. В случае с тарификацией железнодорожных грузоперевозок необъяснимая зачастую разница в транспортных расходах на бумаге объясняется чем угодно - политическими, экономическими и экологическими причинами. Но это на бумаге.

А на деле тарифная политика регулируется из Минтранса, из того же самого департамента госполитики. Действующего, отмечает газета, при полной поддержке министра Игоря Левитина. Глава агентства Infranews Алексей Безбородов комментирует ситуацию мягко: "Чиновникам из Минтранса не хватает глубины анализа ситуации".

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Глава Севастополя рассказал о поврежденных домах после ракетной атаки Политика, 12:14
Короля Саудовской Аравии отправили в больницу Политика, 12:12
Двух россиян удалили за драку в матче Кубка Стэнли Спорт, 12:11
Сенатор назвал колоссальной сумму ущерба от разрушения Каховской ГЭС Общество, 12:02
Елена Троянская и Парис: какие фрески нашли в Помпеях. Видео Общество, 12:00
«Спартак» объявил об уходе Виктора Мозеса Спорт, 11:28
Байден и Трамп обменялись оскорблениями на предвыборных мероприятиях Политика, 11:17
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Французский балкон и окна в пол: какими будут дома в центре Петербурга РБК и ПИК, 11:16
Мэр Харькова сообщил о сильных взрывах в городе Политика, 11:10
В небе над Португалией и Испанией заметили метеорит. Видео Общество, 11:09
В Белгородской области второй раз за день объявили ракетную опасность Общество, 11:00
Сальдо сообщил об ударе дрона по микроавтобусу с рабочими Политика, 10:57
В Кемерово восемь человек задержали после перестрелки у жилого дома Общество, 10:41
Славянский НПЗ приостановил работу после атаки дронов Политика, 10:36