Минфин предложил снизить оценку прогнозных расходов на маткапитал
За три года траты могут сократить на 356 млрд руб. относительно планаМинфин предложил сократить оценку будущего федерального трансферта, необходимого Социальному фонду на выплату материнского капитала. В 2024–2026 годах совокупное снижение трансферта на эти цели может составить 356 млрд руб. (т.е. на 17%) по сравнению с действующим законом о бюджете (на 2024–2025 годы) и бюджетным прогнозом (на 2026 год). Это следует из предварительных проектировок ведомства на ближайшую трехлетку, с которыми ознакомился РБК. Сокращение прогнозных ассигнований на предоставление средств, согласно документу, может происходить следующим образом:
- в 2024 году: минус 109,7 млрд руб., до 516,3 млрд руб.;
- в 2025 году: минус 132,7 млрд руб., до 561,5 млрд руб.;
- в 2026 году: минус 113,7 млрд руб. (относительно бюджетного прогноза), до 608,3 млрд руб.
В 2023 году на выплату материнского капитала в федеральном бюджете было отведено 551,3 млрд руб., однако текущий прогноз не известен. В начале 2023 года Соцфонд сообщал, что право на выплату маткапитала на вторых детей, родившихся после 2007 года, и на первенцев, родившихся после 2020 года, получили семьи из четырех новых регионов, вступивших в состав России в конце сентября прошлого года.
По итогам 2022 года фактические траты на выплату маткапитала в России сократились на 14% относительно прогноза (около 440 млрд руб.) и составили 382 млрд руб. (на 4,3% меньше по сравнению с предшествующим годом), отчитывалась Счетная палата. Число семей с детьми, получивших сертификат, тогда уменьшилось на 13,4%, оценивали аудиторы.
Указанная оценка прогнозируемого сокращения трансфертов на маткапитал — это предложение Минфина, заявили РБК в Минтруде. «Объем ассигнований на программу материнского капитала на 2024–2026 годы в настоящее время обсуждается. Итоговая оценка расходов будет определена при формировании проекта федерального бюджета», — отметили в ведомстве. Проект бюджета на следующую трехлетку, как правило, формируется к сентябрю.
В Минтруде также подчеркнули, что в любом случае будут удовлетворены все поступившие заявления от граждан на распоряжение средствами материнского капитала. РБК направил запросы в Минфин, а также в Соцфонд и Счетную палату.
Как меняется размер сертификата
Согласно действующему закону о бюджете Социального фонда, размер материнского капитала должен ежегодно индексироваться на величину фактической инфляции за предыдущий год. В 2023 году сумма выплаты при рождении первенца составляет 586,9 тыс. руб., на второго ребенка — 775,6 тыс. руб., а размер доплаты на второго ребенка, если семья уже получила материнский капитал на первого, — 188,7 тыс. руб. По прогнозу Минэкономразвития, по итогам 2023 года инфляция составит 5,3%, а в период 2024–2026 годов замедлится до 4%.
Потратить средства материнского капитала можно на улучшение жилищных условий, образование ребенка, формирование накопительной пенсии матери и т.д. Для ряда целей материнский капитал можно использовать сразу после рождения ребенка, для других — только спустя три года.
В 2024 году также предлагается незначительно снизить запланированные траты на выплату ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, следует из материалов Минфина. Сокращение составит 7,1 млрд руб., или 0,06%, до 1,17 трлн руб. Однако в следующие годы Минфин предлагает заложить увеличение расходов по этому направлению: на 19,3 млрд руб., до 1,3 трлн, в 2025 году и на 18,8 млрд руб., до 1,46 трлн, в 2026 году. В 2022 году средний размер такой помощи составлял 6–12 тыс. руб. в месяц.
Факторы снижения плановых расходов
Прогнозирование расходов на выплаты материнского капитала в среднесрочном периоде осуществляется на основе ряда данных: прогноза по рождаемости, количества сертификатов, по которым средства маткапитала не использовались или использовались частично, итогов реализации маткапитала в предыдущие годы, поясняли ранее в Счетной палате. Учитывая, что распоряжение средствами маткапитала носит исключительно заявительный характер и зависит от потребности семей с детьми, спрогнозировать на очередной финансовый год расходы со стопроцентной точностью практически невозможно, указывали там.
Минфин производит чисто бухгалтерские расчеты, и у них есть определенный алгоритм пересмотра бюджетных обязательств, пояснил РБК причины корректировок директор ИНП РАН Александр Широв. «Раз положено в 2023 году рассчитывать [уровень ассигнований] на 2024-й, они так и делают», — указал он. Глобально снижение затрат на маткапитал связано с сокращением числа женщин в детородном возрасте, а также негативными трендами в сфере рождаемости в 2021–2022 годах, полагает эксперт. Он подчеркнул, что в прогнозе Минфина есть доля условности, так как маткапитал — это жесткое обязательство государства, и всем, кто имеет право на сертификат, его выплатят по запросу, даже если в результате запланированные расходы будут превышены.
Основная доля использования капитала (270,6 млрд руб., или более 70%) в прошлом году пришлась на статью «погашение кредитов и займов», взятых на улучшение жилищных условий, в том числе ипотечных, следует из данных Соцфонда. Маткапитал может быть использован сразу после рождения ребенка для погашения ипотеки или первоначально взноса на нее, дошкольное образование, а также для получения ежемесячных выплат (если доход на члена семьи не превышает двух региональных прожиточных минимумов). По достижении ребенком трех лет его можно использовать на другие цели, в том числе на другие способы улучшения жилищных условий, пенсионные накопления матери или образование детей.
Прогноз по рождаемости на ближайшие годы является одним из факторов, от которого зависят закладываемые в бюджет суммы выплат маткапитала. В 2024 году право на использование материнского капитала на цели, доступные после трехлетнего возраста, получат семьи, где ребенок родился в 2021 году. По данным Росстата, в 2021 году число новорожденных сократилось на 2,7%, до 1,398 млн. В 2025 году за выплатой смогут обратиться родители детей, рожденных в 2022 году, а в 2026-м — родители детей 2023 года рождения.
Средний вариант демографического прогноза Росстата предполагает сокращение количества родившихся в 2024 году на 3,3% (до 1,24 млн), в 2025 году — на 3,6% (до 1,2 млн), а в 2026 году — на 1,4% (до 1,19 млн). Однако этот прогноз был представлен в 2020 году, еще до начала пандемии, в 2023 году Росстат, как ожидается, должен выпустить новую его версию. Минфин в бюджетных проектировках, как правило, опирается на макропрогноз Минэкономразвития. В опубликованных в апреле сценарных условиях прогноза на 2024–2026 годы Минэкономразвития не представляло демографических сценариев.
В ближайшем будущем негативные тренды в сфере рождаемости продолжатся, полагает научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Игорь Ефремов. «С 2024 по 2026 год при неизменной экономической и политической ситуации рождаемость в России продолжит медленно снижаться, оставаясь в коридоре между средним и низким сценариями демографического прогноза Росстата. Суммарный коэффициент рождаемости будет между 1,3 и 1,4 рождениями на одну женщину детородного возраста, а количество рождений — между 1,1 млн и 1,2 млн», — спрогнозировал он.