Великий реформатор: Ford Motor готовится к смене генерального директора
Мулалли знаковая фигура - в разгар финансового кризиса ему удалось спасти компанию от банкротства и при этом обойтись без привлечения государственного финансирования, за которым обратились другие американские автогиганты.
Мулалли покинет пост гендиректора Ford до конца 2014г. и, скорее всего, останется в компании на другой должности. Официально Ford не комментирует информацию о смене руководителя, но, по данным Bloomberg, об этом может быть объявлено уже 1 мая. "По соображениям конкуренции мы не выносим планы в отношении передачи полномочий на всеобщее обсуждение", - говорится в заявлении компании.
Не брать взаймы у государства
Мулалли входит в тройку самых влиятельных гендиректоров американского автопрома в течение последнего десятилетия наряду с Дэном Акерсоном из General Motors и Серджио Маркионне из Fiat Chrysler Automobiles. Его уход ознаменует завершение целой эпохи в истории Ford, в ходе которой концерн боролся за выживание.
Мулалли занял пост гендиректора Ford в 2006г., когда компания получила годовой убыток в 12,6 млрд долл. Хуже всего дела шли в Северной и Южной Америке, где доналоговые потери Ford составили 15,3 млрд долл.
"Многие хорошие гендиректора ушли, оставив после себя хаос. И мы с Аланом решили, что последним делом великого гендиректора должно стать великое преобразование компании", - вспоминал в интервью Bloomberg исполняющий обязанности председателя Ford Билл Форд, правнук основателя компании Генри Форда.
Мулалли начал реформировать компанию накануне финансового кризиса. Одним из его помощников стал Марк Филдс, возглавлявший подразделение по Северной и Южной Америке. Ford удалось привлечь 23,5 млрд долл. заемных средств незадолго до падения мировых финансовых рынков. В отличие от GM и Chrysler, компания Мулалли сумела избежать банкротства, не обращаясь за многомиллиардными кредитами к государству.
Чем запомнился уходящий в отставку гендиректор Ford
В 2006г. в состав Ford входили шесть брендов: Ford, Mercury, Lincoln, Jaguar, Land Rover и Volvo, а также британская марка спорткаров Aston Martin. К 2013г. брендов осталось всего два - Ford и Lincoln. В 2007г. Мулалли продал Aston Martin консорциуму инвесторов, Volvo в 2010г. приобрела китайская Zhejiang Geely, Jaguar и Land Rover в 2012г. отошли к индийской Tata Motors, бренд Mercury просто прекратил свое существование.
Главным козырем в глобальной стратегии Мулалли стало расширение производства во всех ведущих регионах мира. В производственные мощности в Китае Ford вложил 5 млрд долл., и в прошлом году американский гигант неожиданно обошел на этом рынке Toyota. В IV квартале Ford собирается предложить китайцам автомобили марки Lincoln, что, по мнению Мулалли, позволит ей по продажам занять третье место на китайском рынке после GM и Volkswagen.
Реформы принесли акционерам долгожданный финансовый результат. Если в 2006-2008гг. убытки Ford суммарно составили 30,1 млрд долл., то за последние пять лет компания заработала 42,3 млрд долл. прибыли. В 2012г. всего два бренда - Ford и Lincoln - принесли ей прибыль в 5,7 млрд долл., что позволило возобновить выплаты дивидендов акционерам, приостановленные в 2006г. В 2013г. чистая прибыль компании выросла до 7,16 млрд долл. Акции Ford подорожали примерно на 300% после обвала во время финансового кризиса в 2008-2009гг.
Успешное спасение Ford позволило Мулалли стать одним из самых высокооплачиваемых гендиректоров автопрома. В 2013г. его компенсация выросла на 11% до 23,2 млн долл. По данным Bloomberg, общий объем выплат главе Ford с 2006г. превысил 300 млн долл.
Владимир Павлов