Сейчас не идет речи об объединении ФНС и ФТС «в одних стенах», это вторичный вопрос, пояснил РБК источник в правительстве. В первую очередь говорится об объединении информационных систем таможни и налоговой, и, по сути, это решение в правительстве уже принято. В мае кабмин решит, нужны ли структурные изменения в виде объединения двух служб в одну, и если изменения будут, то в рамках «следующего политического цикла», говорит собеседник РБК.
Шувалов в ходе коллегии также заявил, что в ведение ФНС может быть передан Федеральный реестр прав собственности на недвижимое имущество (ЕГРН), который сейчас находится у Росреестра. «Между титулом юридического лица и титулом собственности очень большая связь. Надо задуматься, почему все не должно быть в одних руках и обслуживаться одной информационной системой», — сказал Шувалов. ФНС ведет реестр физических и юридических лиц, напомнил вице-премьер, и он является основой для уплаты налога на недвижимость. Сейчас Росреестр сообщает налоговой сведения о правах собственности на недвижимость, после чего ФНС начисляет налоги.
В этом году ФНС начала администрировать взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ранее их администрировали соответствующие внебюджетные фонды), а с 1 января 2018 года на базе ФНС начнет работать единый реестр актов гражданского состояния — он заменит разрозненные региональные системы органов загса и переведет весь документооборот в единый электронный вид.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Единый центр
Объединение информационных систем таможни и налоговой начали обсуждать в декабре 2015 года, тогда правительство решило создать на базе ФНС единый центр по администрированию налоговых и неналоговых платежей. В январе 2016 года глава Минфина Антон Силуанов рассказывал, что полная интеграция систем ФТС и ФНС займет два года. Единая система поможет отследить «всю цепочку прохождения товаров — от нахождения на границе до конкретных потребителей» — и позволит «мобилизовать те доходы, которых сегодня мы [Минфин] не видим», говорил Силуанов.
На деле интеграция систем таможни и налоговой уже идет, механизм был запущен еще в 2016 году, и ведомства на постоянной основе обмениваются данными из своих баз — ФНС видит данные о таможенных декларациях, а ФТС может изучить налоговое досье экспортеров, говорит источник РБК в ФТС. «Например, у вас с соседом один ноутбук на двоих, но вы не можете работать на нем одновременно — он либо у вас, либо у соседа. Интегрированная система ФТС и ФНС — это, условно, два ноутбука, два сервера, которые между собой соединены», — объясняет собеседник РБК. Интеграция помогает эффективнее применять риск-ориентированный подход, более точно находить предмет контроля. Следующий этап этой интеграции — налаживание системы прослеживаемости товаров, чтобы товар можно было проследить от этапа ввоза до этапа реализации в рознице, поясняют в ФТС.
Взаимодействие ФТС и ФНС может дать мощный синергетический эффект, считает партнер налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский, интеграция позволит более эффективно бороться с налоговыми схемами, в первую очередь таможенными «каруселями» (схема уклонения от уплаты НДС. — РБК) и серым импортом, считает он. «И у тех и у других в принципе единая задача — наполнять казну. Администрирование в ФНС уже налажено, и если поставить грамотного зама, который будет курировать таможенный блок, то проблем не будет», — рассуждает Успенский.
У ФТС дела похуже
Функции таможни и налоговой пересекаются в незначительной степени, считает заведующая лабораторией развития налоговой системы РАНХиГС Наталья Корниенко, и межведомственный обмен работает неэффективно. «Если бы сотрудничество между ведомствами было эффективным, то тогда бы не вставал вопрос о создании единого фискального органа. Каждый бы занимался своим делом как нужно. Таким образом, можно говорить о том, что ФТС испытывает какие-то проблемы, потому что мы слышим предложения объединить ее с налоговой службой, и никак не наоборот», — подчеркивает Корниенко.
О создании единого фискального органа Игорь Шувалов говорит не первый год и возобновление обсуждения этой темы связано с началом нового политического периода, считает доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Татьяна Сафонова: оба ведомства имеют опыт по сбору доходов, и цель объединения позволит сократить административные затраты в том числе за счет слияния функционала.
ФТС и ФНС являются крупнейшими администраторами доходов бюджета: в 2016 году ФНС собрала в федеральный бюджет 6,92 трлн руб., а ФТС — 4,98 трлн руб., следует из данных Казначейства. В сумме это более 88% всех бюджетных доходов. За десять месяцев 2017 года службы собрали для бюджета 11,16 трлн руб.: ФНС перечислила в казну 7,54 трлн руб. (86,6% от прогнозного показателя), ФТС — 3,62 трлн руб. (80,8% от прогноза).
Авторы
Анна Могилевская, Екатерина Копалкина