Банк Москвы: Мы ждем восстановления рынка
Интервью директора аналитического департамента Банка Москвы Кирилла Тремасова программе "Рынки" на РБК-ТВ
Вопрос: Возможно ли резко негативное развитие событий на российском рынке акций в перспективе 12-18 месяцев?
К.Тремасов: В краткосрочном периоде я жду некоторого восстановления рынка. А что касается долгосрочной перспективы, то, как мне кажется, российский рынок вошел в "медвежью" фазу, в которой будет находиться год-полтора. В рамках этого движения мы можем опуститься до 1100 пунктов по индексу ММВБ.
Вопрос: Следует ли ожидать банкротств брокерских компаний?
К.Тремасов: Если компания, предоставляющая брокерские услуги, не берет акции на свою позицию, то она не должна серьезно пострадать, так как не видно серьезного снижения активности. Хотя если рынок продолжит падать, то, безусловно, снизится активность игроков, так как многие участники могут разориться на падающем рынке. Но это не должно стать причиной банкротств компаний. Чаще всего инвестиционные банки, у которых пострадал бизнес, связанный с IPO, – это иностранные компании. Доходы российских банков не слишком упали. Да, объем IPO сократился, но значительно возросла активность сделок слияния и поглощения. Я не думаю, что российский рынок ждет череда банкротств финансовых посредников. Также я оптимистично смотрю в целом на перспективы банковского сектора.
Вопрос: Как известно, при росте цен на сырье американские индексы падают. На что лучше ориентироваться – на динамику американских индексов или цен на сырье?
К.Тремасов: Все зависит от того, какие сырьевые рынки мы рассматриваем. Если мы говорим о ценах на нефть, то пока они держатся выше отметки 100 долл./барр., фундаментально это не влияет на справедливую оценку акций российских компаний. 100 долл./барр. – это цена, которая очень благоприятна для российского нефтяного сектора. Если же цены на нефть окажутся ниже 100 долл./барр., то начнется переоценка, даунгрейд российского нефтяного сектора. Это окажет давление на российский рынок. Если цены на нефть опустятся ниже 80 долл./барр., то тут уже "поплывут" макропараметры и будет оказано влияние на всю российскую экономику. Но критической ситуация станет при ценах ниже 60 долл./барр. Если мы говорим о рынке никеля, то 17-18 тыс. долл. за тонну никеля – это уже весьма рискованная цена для акций ГМК "Норильский никель". Если цены опустятся ниже, то акции "Норникеля" могут подешеветь на 20-30%. То есть текущая цена бумаг компании при цене на никель в районе 20-30 долл. за тонну вполне оправданна.
Вопрос: Совокупность каких условий может привести к критической ситуации на рынке?
К.Тремасов: Основное условие – это падение цен на нефть. Это основной фактор, от которого зависит устойчивость российской экономики, корпоративные прибыли. Другое дело, что у правительства есть возможность сгладить негативные последствия в случае таких событий. Все будет зависеть от оперативности и решительности действий правительства. Объем накопленных резервов достаточен для того, чтобы не допустить серьезного провала в экономике. А провал в экономике начался уже сейчас. По основным макроиндикаторам можно сделать вывод, что началось замедление роста экономики: в промышленности ситуация близка к стагнации, в ряде отраслей наблюдается падение производства, в строительном секторе мы видим серьезное сокращение жилищного строительства.
Вопрос: Ударит ли такая ситуация по рынку недвижимости?
К.Тремасов: На рынке недвижимости совершенно противоположная тенденция. С одной стороны, резко "подрывается" спрос за счет ипотеки. Ипотека становится значительно дороже. Доступ к ипотеке затрудняется. С другой стороны, резко сокращается предложение. То есть две такие противоречивые тенденции – вопрос, какая из них переборет. Пока некий спрос сохраняется, и цены на жилье растут. В случае дальнейшего ухудшения ситуации в экономике спрос может сократиться и цены на жилье могут упасть на 20-30%.