Д.Рогозин: Освоение Арктики - вопрос национальной безопасности
"Это величайшее богатство, и было бы просто тупиковой ситуацией, если бы Россия потеряла здесь свои амбиции и не могла бы синхронизировать развитие своего судостроительного потенциала с этими амбициями", - сказал он.
По словам зампреда правительства, перед Россией стоит задача развернуть судостроительный потенциал в интересах шельфовых проектов. "Эта задача не экономическая, эта задача политическая, геополитическая. Это вопрос национальной безопасности страны", - подчеркнул он.
Говоря об освоении Арктики, Д.Рогозин подчеркнул, что "сегодня разворачивается целая битва, пока еще виртуальная, но с серьезными игроками" за то, кто первый закрепится в этом регионе "не вербально, а физически". Зампред правительства напомнил, что страны Североатлантического альянса очень внимательно присматриваются к этим территориям и разрабатывают планы установления там военного присутствия.
"Еще в период своей работы постоянным представителем России при НАТО я был свидетелем нескольких совещаний, которые проводили атлантисты по тематике присутствия в Арктике", - рассказал он. Объяснялось это таянием льдов, потеплением климата, тем, что скоро Северный морской путь станет объективной реальностью, будет загружен перевозками грузов, контейнеров, поэтому НАТО должно присутствовать в Арктическом регионе для обеспечения безопасности морских перевозок". Однако, по словам вице-премьера, этот повод надуманный. Он считает, что "с 2009-2010гг. в Брюсселе, Вашингтоне, Оттаве и других столицах активно обсуждались планы наращивания военной деятельности в Арктическом регионе". "Естественно, военную деятельность всякий раз прикрывают экономическими амбициями, - подчеркнул он. - Было бы странно, что Россия, которая имеет огромную зону Арктического побережья, не начала бы активные, решительные действия по освоению Арктики".
Д.Рогозин предостерег, что если все судостроительные заказы будут уходить мимо отечественных верфей за рубеж, то Россия будет терять миллиарды долларов. Именно поэтому создание судостроительных мощностей под собственные нужды является ключевой задачей. Он напомнил, что в течение года и президент, и премьер неоднократно поднимали этот вопрос. "Непонятно, почему на самом деле это не реализуется. Когда у нас вся наша энергия, все наши деньги уходят во всевозможные бумажные проекты вместо того, чтобы нацелить эти средства на ускоренное формирование развития судостроения во всех регионах, которые способны создать все необходимое", - заключил вице-премьер.
Ранее Министр регионального развития РФ Игорь Слюняев заявлял, что на государственную программу "Социально-экономическое развитие арктической зоны России на период до 2020г." планируется направить финансирование в объеме до 2 трлн руб., при этом 1/3 составят средства федерального бюджета, более 1 трлн руб. будет привлечено из внебюджетных источников, включая инвестиции крупных российских компаний.
По словам министра, в результате реализации госпрограммы планируется до 2020г. увеличить долю арктического макрорегиона в общем объеме валового регионального продукта с 6 до 14%. Также планируется снять основные инфраструктурных ограничения, обеспечить качественный рост и повышение конкурентоспособности региональных экономик на основе внедрения институциональных и технологических инноваций.
Напомним, что ранее президент РФ Владимир Путин заявил, что наша страна будет и дальше расширять свое присутствие в Арктике, так как этот регион очень богат минеральными ресурсами и, кроме того, является очень привлекательным для развития транспортной инфраструктуры и коммуникаций. Разговоры же о передаче российской части Арктики под международный контроль - это полная "глупость", они непатриотичны и небезопасны для страны, заявил президент.
В декабре 2012г. Д.Рогозин заявил, что если Россия не сумеет защитить свои экономические интересы в Арктике, то уже к середине XXI века может прекратить существование как независимое государство.