Под Нижним вместо Тойоты будут собирать устаревшие украинские автобусы
Проект будут реализовывать корпорация "Богдан" и ЗАО "Запорожский автомобилестроительный завод" ("ЗАЗ"). Общий объем инвестиций в производство составит около 700 млн долл. Срок реализации проекта - три года.
Как сообщалось ранее, в октябре 2006г. дочерняя компания украинской корпорации "Богдан" приобрела в Борском районе за 30,05 млн руб. земельный участок в 50 га для строительства автопредприятия. Планируется, что на данном предприятии две украинские компании — Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) и "Богдан" - будут собирать автобусы грузовики и агрегаты к ним.
Однако большая часть российских экспертов скептически отнеслась к планам выхода украинских производителей на российский рынок. Так, депутат Госдумы от Нижегородской области Александр Курдюмов считает, что открытие площадки в Нижегородской области по производству автобусов нецелесообразно, так как в регионе уже продуктивно работают два российских предприятия. Кроме того, он отметил, что "Богдан" будет строить завод там, где должна была строиться Toyota. И эту площадку можно было отдать одному из мировых лидеров в области автомобилестроения. "Несомненно, кто-то лоббирует интересы "Богдана", - добавил депутат. Также он отметил, что уже была попытка сборки "Богданов" в Белоруссии, но она провалилась (было выпущено около 20 автобусов). "Я считаю, что открытие в России данного завода обречено на провал", - отмечает депутат.
Аналитик ИК "Антанта-Капитал" Илья Макаров считает, что "доля "Богдана" на российском рынке будет незначительна. "Объем производства "Богданов" составляет около 1 тыс. 700 единиц, а, например, группа "ГАЗ" выпускает около 37 тыс. микроавтобусов. "Богдан", скорее всего, будет нишевым мелкосерийным производством, рассчитанным на более дорогой сегмент, чем скажем "ГАЗель". Поэтому о серьезной конкуренции я бы не говорил", - отмечает эксперт. Однако аналитик "Уралсиба" Кирилл Чуйко считает, что парк автобусов в РФ сильно изношен, поэтому рынок будет расти. "В целом ожидается рост в данном сегменте, поэтому свое место на рынке "Богдан" займет", - отметил он.
Технические же эксперты отмечают, что автобус едва ли будет хорошо продаваться в России. Так, заведующий отделом развития конструкций автомобилей ФГУП НАМИ Тенгиз Дзоценидзе удивлен, как такой автобус мог быть сертифицирован по действующей в России нормативной базе. "Богдан" размещён на шасси грузовика меньшего размера и меньшей грузоподъёмности, чем требуется для автобуса такого класса. Шасси в результате перегружено, тормозные механизмы и шины не выдерживают эксплуатационных нагрузок. Двигатель – малой мощности, и автобус из-за этого лишён динамики. Очень неудачный кузов, неудобное место водителя, неудобный вход и выход пассажиров. При объявленной цене "Богдана" (от 30 до 40 тысяч долларов) этот автобус может иметь перспективы только если решать проблему его сбыта политическими методами, отметил эксперт.
Другой эксперт, пожелавший остаться неназванным, отметил, что выход в Россию у корпорации "Богдан" практически единственный способ попытаться остаться наплаву. "Перспективы "Богданов" на Украине слабые. До сих пор автобус продавался только благодаря высоким защитным пошлинам на импорт. Однако сейчас Украина вступает в ВТО, и пошлинам придёт конец. А конкурировать на свободном рынке "Богдан" не сможет по соотношению цена/качество. Недаром уже этим летом вице-мэр Киева Иван Салий заявил о намерении городских властей отказаться от использования "Богданов" на внутригородских перевозках. Корпорация попробовала выйти на белорусский рынок, организовав сборку автобусов в Гомеле (опять же с целью обойти пошлины), но производство заглохло после первых же 20 машин по причине отсутствия спроса", - отметил эксперт.
Кроме того, он считает, что организация сборки устаревшей машины с Украины идет вразрез с постановлением российского правительства №166, которое направлено на развитие в стране высокотехнологичного современного автопрома.