Перейти к основному контенту
Национальные проекты⁠,
0

Как господдержка помогает бизнесу на пути к мировой известности

Экспорт
Несырьевой неэнергетический экспорт из России к 2030 году должен вырасти как минимум до $240 млрд, а российские товары с высокой добавленной стоимостью стать популярными за рубежом
Фото: Андрей Кулага / Сделано в России
Фото: Андрей Кулага / Сделано в России

Экспорт — один из локомотивов экономики любого государства. Россия рассматривается в мире как один из главных поставщиков полезных ископаемых — минерального сырья, включая углеводороды и продукты на их основе. При этом российские власти неоднократно заявляли о планах по снижению нефтегазовой зависимости экономики. Одним из инструментов для этого служит увеличение доли несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ), что стало главной целью национального проекта «Международная кооперация и экспорт», утвержденного в декабре 2018 года.

Как развивается несырьевой неэнергетический экспорт

C 2001 по 2023 год объем несырьевого неэнергетического экспорта вырос более чем в четыре раза, с $36 млрд до $148 млрд, отметил на заседании президиума Госсовета в конце сентября президент Владимир Путин. За первые семь месяцев 2024 года ННЭ, по его словам, составил $89,8 млрд, прибавив 5% год к году, а по некоторым направлениям, например по поставкам продуктов питания, Россия уже вышла в число ведущих мировых экспортеров.

В соответствии с обновленными с учетом конъюнктуры рынка задачами и по прогнозам Минпромторга России, показатели несырьевого неэнергетического экспорта к 2030 году должны увеличиться на 70% к базовому уровню 2020 года, когда его объем оценивался Российским экспортным центром (РЭЦ, входит в группу ВЭБ.РФ) в $141 млрд.

В свою очередь, ориентированный на экспорт бизнес получает целый ряд преимуществ — лидерство на внутреннем рынке, масштабирование и рост доходов, диверсификацию финансовых потоков за счет получения валютной выручки, технологическое развитие и повышение качества продукции через конкуренцию на внешних рынках, указывают эксперты. При этом для компаний выход на экспорт далеко не всегда простая задача.

Из-за санкций кардинальным образом скорректировалась география поставок продукции, констатируют эксперты РЭЦ. По их данным, если в 2021 году на дружественные страны приходилось 60% российского несырьевого неэнергетического экспорта, то сегодня почти 85%. Ключевым внешнеторговым партнером России, по данным РЭЦ, сегодня выступает Китай, а также Белоруссия, Казахстан, Турция, Индия, Египет и Узбекистан. Хорошими темпами развивается торговля с Вьетнамом, отметил на форуме «Сделано в России» российский премьер Михаил Мишустин.

Именно за счет увеличения торговли с этими странами, а также активизации сотрудничества с партнерами из Африки и Латинской Америки бизнесу удалось компенсировать снижение товарооборота с западными странами, говорится в материалах РЭЦ: причем товарооборот с дружественными странами не просто вырос, но сопоставим с объемом торговли России со всем миром, который был четыре года назад.

По словам Мишустина, страна сегодня наращивает экспорт продукции машиностроения, металлургии, химической, фармацевтической и косметической отраслей, в агропромышленном секторе — товаров зерновой и масложировой отраслей.

Как продвигаются российские товары на зарубежные рынки

Важный этап экспортного процесса — представление и продвижение продукции для аудитории зарубежных пользователей. Притом что несырьевые неэнергетические экспортеры — это зачастую малый и средний бизнес (МСБ), не обладающий необходимыми ресурсами, а также, как отмечал на заседании Госсовета Путин, не имеющий единой картины мер поддержки со стороны правительства и регионов. Как отмечала ранее гендиректор РЭЦ Вероника Никишина, в 2023 году каждый седьмой доллар ННЭ обеспечен некрупными компаниями.

Несырьевые экспортеры в целом представляют высокотехнологичные отрасли, на которых в большей степени отразилось развитие цифровых технологий, включая автоматизацию и искусственный интеллект, ранее отмечал вице-президент по финансовой политике и развитию секторов экономики Александр Мурычев.

При этом на том же заседании Госсовета Путин признал, что готовые, в том числе высокотехнологичные, российские товары известны в мире, как правило, лишь в узких сегментах. По его словам, наши предприятия готовы производить большую линейку качественной, конкурентоспособной, экологичной продукции, но ее важно также ответственно и профессионально продвигать. Президент также отметил положительный опыт реализации программы продвижения «Сделано в России», которая помогает формировать позитивный образ страны и отечественных брендов. Он поручил правительству и РЭЦ подготовить план по масштабированию и расширению охвата соответствующей практики, чтобы российские товары, в первую очередь промышленные, с высокой добавленной стоимостью, были не только узнаваемы, но и доступны для иностранных покупателей.

Один из наиболее эффективных способов продвижения на внешних рынках — международные форумы и выставки, где российские производители могут представить свою продукцию, говорят эксперты. Они могут быть как зарубежные, куда попасть можно при содействии РЭЦ, так и локальные. РЭЦ также внедряет инновационные форматы продвижения продукции. Один из них — фестивали-ярмарки «Сделано в России», которые в этом году уже были организованы в трех провинциях Китая. Так, с 11 по 17 ноября ярмарка прошла в городе Чэнду. Там же открылась новая площадка продвижения национального павильона с российскими продуктами питания в рамках программы РЭЦ и Минсельхоза России. Кроме того, одно из крупнейших подобных мероприятий — международный экспортный форум «Сделано в России», в середине октября он прошел Москве в 12-й раз.

Форум стал важным шагом на пути к решению задач по развитию экспорта, которые находятся в фокусе работы правительства, отмечает гендиректор РЭЦ Вероника Никишина: «Он продемонстрировал не только высокий интерес нашей страны и дружественных государств к развитию взаимовыгодного сотрудничества, но и значительный потенциал отечественных экспортеров, которые способны успешно конкурировать на мировом рынке. Благодаря проведенным переговорам, заключенным соглашениям и активному обмену опытом мы уверены, что у российских компаний появится еще больше возможностей для успешного развития и выхода на новые рынки».

Как малый бизнес использует меры поддержки экспортеров

Важность форума «Сделано в России» подтверждают и участники, многие из них — победители и лауреаты в разных номинациях всероссийского конкурса «Экспортер года».

Так, операционный директор компании из Санкт-Петербурга «Дата менеджмент 365» (ДМ 365) Мария Свительман отмечает ценность возможности пообщаться с предпринимателями и представителями бизнеса из разных регионов России, обмена опытом, получения информации о новых технологиях и решениях, которые применяются в разных отраслях. Компания занимается разработкой ПО для клинических исследований. На экспорт впервые вышла в 2015 году. Сегодня ее системы используются в США, Индии, в странах Европы, Ближнего Востока, Латинской Америки. «В этом году по сравнению с прошлым мы увеличили динамику роста экспорта на 25% и добавили еще четыре страны в список партнеров, — говорит Свительман. — Несмотря на глобальные вызовы, компания активно развивает новые международные рынки, принимает участие в ведущих мировых выставках, что позволяет нам не только демонстрировать свои решения, но и налаживать новые связи, следить за последними тенденциями в отрасли и обмениваться опытом с коллегами из разных стран». В 2024 году ДМ 365 стала третьей в номинации «Экспортер года в сфере услуг» (в категории МСБ).

Дмитрий Низамов, руководитель отдела экспорта подмосковной компании «Метиз производство», разработчика и производителя комплектующих и материалов для изготовления протезов нижних конечностей, отмечает широкое представительство гостей из стран Африки, Азии, Ближнего Востока, а также внушительный пул СМИ, работавший на площадке форума «Сделано в России». «Участие в форуме — это возможность представить общественности наши последние разработки, поделиться опытом как своей экспортной деятельности, так и перенять опыт других экспортеров России», — говорит он.

Компания заняла второе место в номинации «Экспортер года в сфере промышленности» в категории МСБ. Статус одного из сильнейших экспортеров страны подтверждает качество продукции, которая зарекомендовала себя более чем в 40 странах мира, считает представитель компании. На внешние рынки, в частности в Испанию, Исландию, Египет и Китай, по словам Низамова, компания «Метиз производство» вышла около десяти лет назад. «В последние годы активно растут продажи в страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Доля выручки на экспорт с учетом стран СНГ достигает порядка 30–40% в общей структуре производимой продукции», — рассказал он.

Участие в форуме и победа в конкурсе имеют большое значение для бизнеса, считает Александр Бояринцев, гендиректор НПО «Броня», ставшего в 2024 году уже во второй раз победителем конкурса «Экспортер года» в двух номинациях: «Экспортер года в сфере промышленности» (в категории МСБ) и «Ответственный экспортер ESG». Работа в экстремальных финансовых, логистических и временных условиях требует высокого профессионализма, говорит он: «Можно сказать, что успешный экспорт — это высший пилотаж маркетинга и управления бизнесом».

Компания, которая производит жидкие керамические гидро-, звуко- и теплоизоляционные, а также огнезащитные покрытия, первый экспортный контракт, по словам Бояринцева, заключила в 2008 году, через три месяца после запуска бизнеса; однако почти десять лет доля экспорта в общем обороте составляла лишь 5–10%. «Ситуация изменилась в 2018 году, когда мы активно подключились к программам поддержки РЭЦ и Центра поддержки экспорта Волгоградской области, — рассказывает бизнесмен. — Благодаря этому мы смогли преодолеть существующие барьеры и значительно нарастить объемы экспорта — сначала до 30–40% в общем обороте, а в последние пять лет до 70%». География зарубежных поставок, по словам руководителя компании, всего за последний год расширилась с 29 до 63 стран. Использование экспортных хабов позволило значительно оптимизировать логистические цепочки и каналы вхождения в разные страны, даже в менее дружественные по отношению к нашей стране, говорит Бояринцев.

Предприниматели отмечают важную роль национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и мер господдержки, оказываемой через институт развития РЭЦ. Среди последних Мария Свительман выделяет бизнес-миссии, зарубежные выставки (ДМ 365 представляется на стенде Санкт-Петербургского экспортного центра на PharmaNext в Стамбуле), обучающие мероприятия и семинары, которые помогают бизнесу лучше ориентироваться в вопросах международной торговли и экспорта, знакомят с возможностями и инструментами для продвижения на иностранных рынках.

Дмитрий Низамов говорит, что «Метиз» довольно часто обращается в РЭЦ и в Фонд поддержки ВЭД Московской области за такими мерами поддержки, как помощь в получении необходимых для экспорта сертификатов, консультации по регистрации продукции в других странах, участие в международных выставках и конференциях. Бизнесмен также отмечает цифровую платформу «Мой экспорт», благодаря которой «существенно упрощаются способы получения мер поддержки».

В свою очередь, компания «Броня», по словам Бояринцева, активно использует весь спектр мер поддержки, которые предоставляет РЭЦ: льготные условия по страхованию, участие в выставках и бизнес-миссиях, включая соответствующую господдержку, перевод и адаптация сайта, подбор и поиск контрагентов, компенсация патентования за рубежом.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 18:31
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 18:31
Международная федерация баскетбола снова продлила отстранение России Спорт, 18:51
Как успокоиться: 16 эффективных способов Образование, 18:47
Власти определились с углом наклонения отечественной орбитальной станции Технологии и медиа, 18:47
Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование РБК х Ростелеком, 18:45
Путин и Моди на торжественном ужине в честь президента России. Видео Политика, 18:39
«Эксперт РА» подтвердило кредитный рейтинг ПСБ на уровне ruAAA Пресс-релиз, 18:36
Швеция сократит помощь пяти странам ради финансирования Украины Политика, 18:36
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Путин поблагодарил Моди за совместную работу во время визита Политика, 18:35
Роскомнадзор опроверг сообщения о блокировке Minecraft Технологии и медиа, 18:33
Площадь пожара в порту Темрюка после ударов дронов превысила 1300 кв. м Политика, 18:32
В Кремле рассказали об ожидании от США анализа их переговоров с Украиной Политика, 18:28
В Национальном центре «Россия» стартовал новогодний проект Life, 18:28
При ударе дрона получил ранения глава села в Белгородской области Политика, 18:27
Чем полезна независимая оценка квалификации сотрудников Дискуссионный клуб, 18:22