Правовой департамент МВФ определил статус украинского долга перед Россией
Юридический департамент Международного валютного фонда (МВФ) признал долг Украины перед Россией по облигациям на $3 млрд официальным — неравнозначным коммерческим долгам, сообщил РБК федеральный чиновник, близкий к обсуждению этого вопроса. Это снижает шансы Киева отстоять коммерческий (частный) статус этого долга и может потребовать от МВФ изменения правил кредитования, с тем чтобы иметь право продолжать кредитование Украины в случае дефолта по долгу перед Россией.
«Мы знаем этот факт», — подтвердил РБК заместитель министра финансов Сергей Сторчак, отвечая на вопрос, действительно ли юристы МВФ определили статус украинского долга как официальный.
На просьбу РБК подтвердить, что юридический департамент МВФ признал долг официальным, представитель МВФ ответил: «За определение статуса этих облигаций отвечает не юридический департамент, а исполнительный совет МВФ, и последний не принимал решение по этому вопросу». «Как мы уже говорили, мы призываем обе стороны [Россию и Украину] к прямым переговорам по вопросу долга», — добавил он.
Представитель Минфина Украины воздержался от комментариев.
В июне агентство Bloomberg сообщало со ссылкой на анонимный источник, что сотрудники МВФ пришли к «предварительному» выводу, что долг Украины перед Россией должен быть признан официальным (межправительственным), а не частным, однако МВФ никогда этого не подтверждал, заявляя, что решение еще не принято. В августе глава миссии МВФ на Украине Николай Георгиев заявлял, что ему ничего не известно о рекомендациях юридического департамента. Решение о статусе долга должен принять исполнительный совет МВФ.
Статус этого долга важен, потому что от него зависит дальнейшее кредитование Украины со стороны МВФ. Если долг признается официальным (точка зрения России), а Украина допускает по нему дефолт в конце декабря, то МВФ, согласно действующим правилам, не вправе продолжать кредитование Украины, пока она не урегулирует просроченную задолженность перед Россией. В конце октября Wall Street Journal сообщила, что из-за российско-украинского долгового вопроса МВФ планирует в скором времени пересмотреть свои правила кредитования так, чтобы задолженности перед официальными кредиторами не препятствовали кредитным программам МВФ.
Украина настаивает на коммерческом статусе долга, считая, что Россия должна была принять условия проведенной недавно реструктуризации украинских облигаций наравне с частными кредиторами. В ходе этой реструктуризации кредиторы согласились списать Украине 20% номинальной стоимости бумаг и перенести выплату долга на 2019–2027 годы.
Неопределенность долга на $3 млрд проистекает из гибридного характера выпущенных в декабре 2013 года бумаг. По существу это государственный кредит, выданный под льготный, нерыночный процент, а по форме — коммерческие бумаги с листингом на Ирландской бирже.
Коммуникационный тупик
На этой неделе Россия неожиданно изменила свою позицию по отношению к украинской задолженности: если ранее Москва требовала погашения $3 млрд в срок (20 декабря 2015 года), то в понедельник, 16 ноября, президент России Владимир Путин предложил, чтобы Украина вернула долг в течение следующих трех лет, выплачивая по $1 млрд ежегодно. РБК сообщал, почему это предложение может быть для Украины неприемлемым (оно противоречит оговорке в новых украинских облигациях о том, что Россия не может получить более выгодных условий, чем коммерческие кредиторы). Тем не менее, предложение можно было бы корректировать, чтобы оно удовлетворяло новым бондам. Проблема в том, что стороны никак не могут наладить коммуникацию. Россия направила свое предложение МВФ и ждет ответа до 8 декабря (на эту дату намечено заседание совета директоров фонда), но не направила его Украине. Минфин Украины официально не комментирует предложение, поскольку его не получал. В свою очередь, МВФ призывает Москву и Киев к прямым переговорам по этому вопросу.
Как пояснила в пятницу журналистам помощник главы Минфина РФ Светлана Никитина, Россия «не направляла и не должна направлять никаких формализованных предложений украинской стороне, потому что в данном случае выступает кредитором, а согласно международной практике должник выходит с предложениями переговоров по долгу, если понимает, что не в состоянии расплатиться вовремя и в срок».
За суверенного дебитора (Украину) решения никто принять не может, сказал журналистам в пятницу Сергей Сторчак. По его словам, МВФ может лишь оценить то предложение, которое озвучил Путин, и рекомендовать украинскому правительству самостоятельно действовать.