Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
TechCrunch: как селфи для ног поможет продавать кроссовки Pro, 18:06 «Газпром» ответил на новость о задержке ввода участка «Турецкого потока» Бизнес, 18:02 Минпросвещения назвало новые даты итогового сочинения Общество, 18:02 СК начал проверку смерти выпившего уксус ребенка в Подмосковье Общество, 18:00 Суд в США обязал Google раскрыть переписку сына миллиардера Ахмедова Общество, 17:59 ВОЗ посоветовала россиянам отказаться от больших корпоративов Общество, 17:55 В Москве задержали главу отдела Шереметьевской таможни Общество, 17:51 Валерий Карпин ответил на претензии рэпера Басты Спорт, 17:50 Результаты тестов на коронавирус появятся в личном кабинете на Госуслугах Общество, 17:44 Суд продлил арест экс-губернатора Фургала до марта 2021 года Общество, 17:43 Гардероб, уют и бренды: в «РигаМолл» открылся универмаг «Стокманн» «РБК Стиль» и «Стокманн», 17:34 В ожидании амнистии: стоит ли сейчас покупать апартаменты Недвижимость, 17:29 «Tesla 2021 года». Бизнесмены предсказали многократный рост цены биткоина Крипто, 17:27 Глава «Роснефти» попросил Путина помочь с дорогами для нового завода Бизнес, 17:21
Год c COVID-19. Как изменился мир. Данные по России.
Украинский кризис ,  
0 

Оговорка о $12 млрд: что помешает отсрочить долг Киева по плану Путина

Россия пошла на неожиданные уступки Украине, предложив расплатиться по бондам на $3 млрд в рассрочку — за три года. Но математика предложения делает его проблематичным: нарушается особое условие новых бумаг на $12 млрд
Президент России Владимир Путин во время встречи глав государств — участников «Группы двадцати»
Президент России Владимир Путин во время встречи глав государств — участников «Группы двадцати» (Фото: Михаил Метцель/ТАСС)

Владимир Путин в понедельник развернул на 180 градусов ситуацию с украинским долгом, которая, как казалось до сегодняшнего дня, окончательно зашла в тупик. Выступая в Анталье на полях саммита G20, Путин сообщил, что Россия предлагает перенести выплату украинского долга на $3 млрд с предстоящего декабря на 2016–2018 годы так, чтобы Украина возвращала по миллиарду ежегодно. Президент сам признался, что считает это предложение «неожиданным». До этого Россия настаивала на выплате $3 млрд в полном объеме и в срок — до конца 2015 года.

Но предложение Москвы, каким бы щедрым оно ни казалось, может оказаться проблематичным — тому виной особая оговорка, включенная в новые украинские облигации на $12 млрд, о том, что Украина не может предоставить России лучших с финансовой точки зрения условий, чем получили коммерческие кредиторы.

Неожиданное предложение

«Мы не просто согласились на реструктуризацию украинского долга, но и предложили лучшие условия этой реструктуризации, чем от нас просил Международный валютный фонд», — сказал Путин. Россию просили перенести выплату $3 млрд на 2016 год, а Москва изъявила готовность пойти даже на «более глубокую реструктуризацию» — разбить платеж на три года. При этом Россия, сообщил Путин, попросила гарантий по этому кредиту от США или «одного из солидных международных финансовых институтов». Правительство США ранее уже предоставило гарантии по выпускам украинских облигаций на $2 млрд.

До сегодняшнего дня ситуация вокруг украинского долга катилась к дефолту в конце года и последующей судебной тяжбе в Лондоне (в соответствии с условиями облигаций, выпущенных в декабре 2013 года). Высокопоставленный федеральный чиновник говорил РБК в прошлом месяце, что «судебные процессы [с Украиной] будут идти несколько лет», а украинский премьер Арсений Яценюк заверял, что Киев готов к «юридической войне». Но вопрос сдвинулся с мертвой точки на прошлой неделе: источник, знакомый с ходом консультаций по украинской задолженности, сказал РБК, что «политической воли» судиться с Украиной сейчас нет, а министр финансов Украины Наталья Яресько рассказала местным СМИ о якобы желании России встретиться по этой теме после саммита G20 в Анталье.

Проблемная оговорка

Путин сказал, что переговорил об этом предложении с главой МВФ Кристин Лагард и президентом США Бараком Обамой и те восприняли предложение «с интересом». Однако инициатива России не гарантирует, что проблему удастся урегулировать. Дело в том, что новые украинские облигации, которые в этом месяце были выпущены в пользу коммерческих кредиторов в рамках реструктуризации, содержат особое условие об отсутствии привилегий у держателей старых бумаг (Most Favoured Creditor). Россия единственная не согласилась на реструктуризацию облигаций, которая предполагала списание 20% номинальной стоимости бумаг и успешно завершилась 12 ноября. Теперь Украина не имеет права согласиться на сделку с Россией, если чистая приведенная стоимость (net present value, NPV — оценка всех будущих дисконтированных денежных потоков от инвестиции) этой сделки выше, чем у новых облигаций.

«Мы юридически не имеем права предлагать кому-либо условия лучше тех, которые были согласованы с другими кредиторами», — подтвердила Яресько на прошлой неделе.

NPV украинских облигаций, полученных инвесторами в результате обмена, составила примерно 70% от первоначальной стоимости бумаг (исходя из ставки дисконтирования в 10%, оговоренной в проспекте новых бондов), говорит РБК американский экономист Адам Леррик, приглашенный научный сотрудник American Enterprise Institute и бывший инвестбанкир. Если Россия реструктурирует украинский долг на $3 млрд на озвученных Путиным условиях, то NPV нового кредита составит 80% и более — в зависимости от процентной ставки. Путин не уточнил, будет ли взиматься процентная ставка и какая. Даже если кредит будет беспроцентным, то NPV составит примерно 80%, оценил Леррик, а если, к примеру, сохранится та же ставка, что и сейчас (5% годовых), то NPV будет уже 89%.

Это больше, чем у коммерческих кредиторов, согласившихся на реструктуризацию, а значит, нарушатся условия новых бондов. В таком случае Украина будет обязана компенсировать инвесторам премию по NPV, которая получится у России, а это дополнительные затраты.

«Вопрос техники»

Озвученное президентом России предложение — политическое, а юридические аспекты пока не ясны, сказал РБК заместитель министра финансов Сергей Сторчак. «Вопрос, каким образом будет технически проведена отсрочка выплат по облигациям, — юридический. Он не относится к политическому решению [о предоставлении возможности отсрочки по долгу]. Это вопрос техники. Он предполагает дискуссию с дебитором. Пока ее не было. Юридические аспекты еще будут обсуждаться», — пояснил Сторчак. Он сказал, что ему неизвестно, когда такое обсуждение юридических вопросов может пройти.

Леррик, который в 2000-х годах помогал Аргентине реструктурировать ее обязательства, считает, что с юридической точки зрения Россия и Украина «просто могут подправить условия текущих облигаций, чтобы изменить даты выплат и/или процентную ставку». Или же существующие облигации на $3 млрд можно заменить двусторонним кредитным соглашением — в этом нет никакой юридической проблемы.

В долгу перед миром: какие страны объявляли дефолт до Украины
Фотогалерея 
<p><span style="font-size:16px;"><strong>Мексика</strong></span></p>

<p><strong>Когда был объявлен мораторий</strong>: <em>август 1982 года</em></p>

<p><strong>Задолженность перед иностранными кредиторами</strong>: <span style="color:#800000;"><em>$80 млрд</em></span></p>

<p>Мораторий мексиканского правительства на&nbsp;выплату долга вызвал цепную реакцию банковских кризисов в&nbsp;соседних латиноамериканских странах, что привело к&nbsp;обнищанию населения и&nbsp;длительной рецессии. Причиной кризиса стало неблагоприятное сочетание внешнеэкономических факторов.</p>

<p>В&nbsp;1960-<span class="js-spell-error">е</span> годы крупные страны Латинской Америки регулярно получали ссуды от&nbsp;международных учреждений и&nbsp;иностранных инвесторов, в&nbsp;первую очередь на&nbsp;инфраструктурные проекты. Взлет цен на&nbsp;нефть и&nbsp;начало мировой рецессии в&nbsp;середине 1970-<span class="js-spell-error">х</span> привели к&nbsp;росту расходов и&nbsp;сокращению доходов развивающихся стран &mdash; импортеров нефти. Долг этих стран был номинирован в&nbsp;долларах, поэтому цикл повышений процентной ставки в&nbsp;США означал и&nbsp;увеличение суммы выплат. Начал стремительно расти &laquo;пузырь&raquo;&nbsp;&mdash; старый долг рефинансировался за&nbsp;счет нового.</p>

<p>К&nbsp;началу 1982 года Мексике уже не&nbsp;хватало собственных валютных резервов для покрытия долга, и&nbsp;в феврале правительство девальвировало песо. Поскольку выплачивать кредиты приходилось долларами, этот шаг усугубил ситуацию: 12&nbsp;августа <span class="js-spell-error">Минфин</span> объявил о&nbsp;90-дневном моратории на&nbsp;выплату внешнего долга (к тому времени он&nbsp;составлял $80 млрд, или&nbsp;же $200 млрд в&nbsp;ценах 2015 года). Параллельно инвесторы, предчувствуя кризис, резко сократили вливания в&nbsp;регион, так что Бразилия, Аргентина и&nbsp;другие крупные страны вынуждены были пойти на&nbsp;реструктуризацию долгов. В&nbsp;итоге в&nbsp;декабре 1982 года МВФ одобрил трехлетнюю программу помощи Мексике на&nbsp;$3,8 млрд. До&nbsp;1993 года было предоставлено еще два трехлетних пакета, которые вместе составили&nbsp;5,2% ВВП Мексики.</p>

А вот для устранения проблемы особой оговорки нужно креативное решение. В октябре Леррик предложил изящный вариант: нужно компенсировать России политический дисконт, который она предоставила правительству Виктора Януковича в декабре 2013 года (разницу между льготной ставкой купона в 5% и рыночными 12% на тот момент) — это $460 млн сверх $3 млрд, которые Украина должна вернуть, а затем обменять скорректированный таким образом долг в $3,46 млрд на новые облигации номинальной стоимостью $3 млрд со ставкой купона в 6,5% и погашением в 2019–2027 годах. Леррик подсчитал, что с точки зрения чистой приведенной стоимости (NPV) новых бумаг это будет эквивалентно условиям, на которые согласились частные кредиторы. Таким образом, с одной стороны, Россия избежит списания основной суммы долга, с другой — не получит лучших условий обмена, чем остальные кредиторы. «Это решение справедливо для Украины, справедливо для России и справедливо для частных инвесторов. Оно признает субсидию, которую Россия предоставила Украине в 2013 году, и одновременно признает необходимость реструктуризации украинского долга», — написал экономист.

«Россия — единственный держатель бондов, подлежавших реструктуризации, который приобретал свои бумаги не на рыночных условиях. Для обеспечения справедливости и равенства подхода ко всем держателям бондов облигации, которые принадлежат России, необходимо скорректировать, чтобы отразить рыночные условия на момент их покупки в декабре 2013 года», — повторил Леррик в разговоре с РБК.

Минфин Украины заявил в понедельник, что не получал «никакой прямой информации» о предложении Владимира Путина и не готов сейчас его комментировать, передал Reuters. Пресс-секретарь Натальи Яресько не ответила на запрос РБК. Пресс-служба МВФ и представители Минфина США также не ответили на запросы, как и основной держатель украинских бумаг среди частных кредиторов — Franklin Templeton.​