А.Кудрин призвал отказаться от номинального повышения курса рубля
Как отмечает министр в своей статье, анализ показал, что "не номинальное повышение курса, а сохраняющаяся разница в уровне инфляции в России и в странах - ее внешнеторговых партнерах является основной причиной быстрого повышения курса рубля". Министр указывает, что "укрепление рубля при инфляции в России в 9-10% в принципе не может быть ниже 6-7%, причем при условии, что отсутствует номинальное укрепление".
Тем не менее в последние два года Банк России перешел к повышению номинального эффективного курса рубля: в 2005г. - на 3,2% (декабрь к декабрю), за первые восемь месяцев 2006г. - на 2,7%. "Таким образом, если мы хотим сдерживать укрепление рубля, то главная цель - обеспечить снижение инфляции", - подчеркнул А.Кудрин.
Реальное повышение эффективного курса рубля, по данным Минфина, в значительной степени определяется изменением инфляции. Так, по итогам 2005г. из 10,5% повышения эффективного курса рубля 7 процентных пунктов приходятся на разницу в инфляции в России и в странах - внешнеторговых партнерах РФ. А.Кудрин поясняет, что в структуре корзины валют при расчете реального эффективного курса рубля доля евро составила в 2005г. 36,8%. Это означает, что реальный эффективный курс на 36,8% зависит от изменения реального курса рубля к евро. С учетом разницы в темпах инфляции между Россией и странами еврозоны (8,6 процентного пукта), даже если рубль номинально не укрепляется к евро, все равно наблюдается рост реального курса рубля к единой европейской валюте на 8,6%, соответственно, реальный эффективный курс растет (при неизменном номинальном) минимум на 3,2%.
Снижение курса рубля, по мнению министра, важно, так как при более низких темпах роста курса не так быстро рос бы импорт, замедлилось бы ослабление счета текущих операций. Проведение подобной политики означало бы более низкие темпы прироста расходов и большую стерилизацию избыточного денежного предложения. "Достижение запланированных макроэкономических параметров с целью усиления деловой активности и увеличения инвестиций намного важнее осуществления избыточных бюджетных расходов", - отмечает министр
Также в своей статье А.Кудрин выступает против приведения обменного курса рубля в соответствие с долгосрочной средней ценой на нефть, поскольку такая политика может сделать отечественную экономику неконкурентоспособной.
По мнению министра, если по прогнозу правительства РФ, при цене 48 долл./барр. в 2009г. достигается сбалансированность платежного баланса, то, следовательно, "подстройка" курса к некой балансирующей долгосрочной цене на нефть уже реализована. "Это также означает, что в дальнейшем мы не должны допускать повышение среднего эффективного реального и соответственно номинального курсов", - отметил он.
При сохранении ранее обозначенных тенденций за пределами 2009г. вероятна девальвация рубля даже без снижения цены на нефть. Таким образом, считает министр, "будет воспроизводиться традиционная проблема зависимости российской экономики от цен на нефть, что негативно скажется на притоке стратегических инвестиций, поскольку на их эффективность влияют непредсказуемость этих цен и слабая экономическая политика правительства РФ по стабилизации макроэкономических параметров".
Напомним, что ранее глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин высказывал мнение, что для обеспечения безопасной макроэкономической политики, во-первых, необходимо выбрать наиболее вероятную цену на нефть на долгосрочную перспективу. Он отметил, что это сделать сложно, но возможно. Во-вторых, необходимо определиться с тем, каким должен быть обменный курс рубля, который бы обеспечил сбалансированный платежный баланс при определенном в первом пункте уровне цен на нефть. В-третьих, исходя из определенного курса рубля и уровня цены на нефть, рассчитать необходимый объем нейтрализации дополнительных нефтяных доходов с тем, чтобы можно было достичь целевого уровня инфляции.