Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Нынешняя проблема автопрома - падение платежеспособного спроса

Правительство РФ планирует выделить до 70 млрд руб. для финансирования текущей деятельности предприятий автопрома
Нынешняя проблема автопрома - падение платежеспособного спроса

Правительство РФ планирует выделить до 70 млрд руб. для финансирования текущей деятельности предприятий автопрома, в том числе с использованием механизма государственных гарантий. Такое положение содержится в программе антикризисных мер на 2009г.

Программой предусмотрено содействие размещению в 2009г. облигаций российских автомобилестроительных предприятий для целей финансирования инвестиционных проектов в размере до 60 млрд руб. и сроком обращения до 5 лет с учетом предоставления государственных гарантий, а также возможность рефинансирования таких ценных бумаг Центробанком.

В программу включен пункт о корректировке действующих графиков погашения реструктурированной задолженности предприятий автомобильной промышленности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также страховым взносам перед внебюджетными фондами в части переноса сроков уплаты сумм основного долга в 2009-2015гг. на 2011-2017гг. соответственно. Кроме того, планируется предоставить кредитные линии лизинговым компаниям на осуществление лизинговых операций с автомобильной техникой российского производства на срок не менее 3 лет по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Банка России.

При том, что госпомощь окажет отечественному автопрому некоторую временную поддержку, аналитики с большой долей скептицизма оценивают перспективы отрасли в настоящий момент. Сегменту необходимы качественные изменения, и сейчас для них подходящее время. Нынешнее рефинансирование долгов компаний, по их мнению, лишь поможет им продержаться "на плаву".

Чтобы сдвинуть с места акции российских автопроизводителей, необходимо нечто большее, чем просто декларация о намерении выделить помощь, комментирует планы правительства заместитель начальника аналитического департамента "Арбат Капитала" Алексей Павлов. К тому же, добавляет он, как показывает практика, с момента анонсирования до начала практической реализации любых мер может пройти много времени. "Например, В.Путин еще в декабре пообещал субсидировать покупку недорогих автомобилей отечественной сборки, однако этот механизм не работает до сих пор", - напоминает эксперт.

Основная проблема автопрома на сегодня, по мнению А.Павлова, - это резкое падение платежеспособного спроса. "И никакими госгарантиями ситуацию здесь исправить нельзя", - подчеркивает он. Наиболее действенным, полагает эксперт, были бы здесь анонсированный еще в 2008г. механизм госзаказа с увеличенным авансированием, однако под него пока не подведена законодательная база. Поэтому одобренный правительством РФ пакет мер для автопрома в рамках антикризисной программы направлен только на поддержание отечественных производителей "на плаву". А в борьбе с импортом должны помочь пошлины, девальвация рубля и снижение реальных доходов населения, заключает аналитик.

По мнению управляющего директора УК "Эверест Эссет Менеджмент" Константина Демченко, выделение средств является позитивной новостью для компаний. Получение этих средств будет способно вызвать в первую очередь рост стоимости долговых обязательств автопроизводителей. Однако эксперт не ожидает какой-либо реакции на эти новости со стороны рынка акций. И для этого, по его мнению, есть ряд оснований.

Во-первых, в декабре 2008г. обсуждался пакет помощи в размере 200 млрд руб., а теперь его объем сокращен в 3 раза. Такой подход со стороны правительства (хотя он и находится в рамках недавно заявленной программы "минимизации" финансовой поддержки государства ключевым предприятиям страны) фактически имеет целью призвать компании к решению своих проблем собственными силами.

Во-вторых, продолжает эксперт, многие предприятия (особенно это относится к АВТОВАЗу) по-прежнему выпускают морально устаревшую продукцию и требуют серьезной переработки производственной линейки, очень серьезных инвестиций в НИОКР, а также создание надежной и качественной сети поставщиков комплектующих деталей. "Даже перенесение ГАЗом на российскую почву одной линии производства бывшей модели Chrysler для выпуска нового автомобиля Волга Siber сталкивается с элементарной нехваткой производственных мощностей и ремкомплектов для автосварочной техники и роботов", - подчеркивает эксперт.

В-третьих, даже решение краткосрочных проблем, связанных с урегулированием задолженности компаний перед кредиторами, неспособно создать основу для появления сильного национального лидера в автомобильной индустрии, считает эксперт. "Мы просто оттягиваем момент принятия этого тяжелого решения на будущее и работаем методом латания дыр, - говорит он. - Акция компании по определению дисконтирует будущие доходы эмитента, а их источников в обозримом будущем мы пока что разглядеть не можем".

К.Демченко напоминает также, что помимо задолженности перед кредиторами в части денежных обязательств (облигации и банковские кредиты) существует еще довольно существенный объем долгов перед поставщиками и смежниками, который требует такого же пристального внимания. Только долги АВТОВАЗа и ГАЗа, срок выплаты по которым наступает в 2009г., составляет около 60 млрд руб. - 36 млрд руб. и 26 млрд руб. соответственно. Таким образом вся сумма финансовой помощи государства будет направлена на рефинансирование краткосрочного долга.

"В целом данная мера позволяет в лучшем случае пережить кризис, в то время как в индустрии назрело время решительных действий и реформ. Как правило, именно выход из кризиса является наиболее благоприятным моментом для осуществления такого рода реформ. Мы надеемся, что российское правительство сумеет воспользоваться удачным стечением обстоятельств и начать реформирование отрасли в 2010г.", - заключил эксперт УК "Эверест Эссет Менеджмент".

Quote.rbc.ru

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 108,56 (+2,36)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 103,27 (+3,24)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
The Hill узнала о поручении разведке США оценить риски поражения УкраиныПолитика, 12:39
Российский военные заняли село Заря в ДНРПолитика, 12:36
Бренд «Либресс» перезапустят под новым названием LibrettaБизнес, 12:33
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошломPro, 12:32
Федерации водных видов спорта запретили сообщать результаты россиян на ЧМСпорт, 12:31
Адвокатское бюро «ПХП» — о возврате частного имущества в госсобственностьРБК Компании, 12:30
Россельхознадзор запретит импорт подсолнечных семян и кукурузы из 4 странЭкономика, 12:28
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Цена нефти Brent поднялась до $74 за баррель впервые с начала декабряИнвестиции, 12:23
КП узнала, что в Перми за превышение полномочий задержали начальство СИЗООбщество, 12:20
Как меняются установки россиян в обращении с деньгамиОтрасли, 12:19
Минфин запланировал в 2025 году выпустить ЦФА на золотоКрипто, 12:19
ЦБ назвал победителя голосования за новый символ купюры в ₽1000Финансы, 12:12
СК возбудил дело после избиения школьницы в КотельникахОбщество, 12:10
BMW показал первые фото 1000-сильного электрокара Neue Klasse M3Авто, 12:08