Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Экономика ,  
0 

Подрезанные крылья: военный авиапром России теряет популярность

Минувший год для российской авиации выдался неоднозначным. С одной стороны, в туннеле гражданского авиапрома наконец забрезжил свет – получил сертификат и наконец полетел долгострой SuperJet-100, а государство сделало задел на будущее, заключив ряд контрактов на десятки SSJ-100 и МС-21.
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Однако закон сохранения энергии еще никто не отменял, и если где-то прибыло, значит где-то убыло. В военной авиационной промышленности у России наметилась черная полоса - "не срослось" с победами в тендерах, на которые возлагали большие надежды. Несмотря на широкий и хорошо зарекомендовавший себя ассортимент боевых самолетов и вертолетов, иностранцы не торопятся закупать новые партии отечественной авиатехники, а недавний проигрыш на традиционно "нашем" индийском рынке и вовсе наводит на мрачные мысли.

Черная полоса

Последние месяцы преподнесли российской военной авиации несколько болезненных щелчков по носу. И речь здесь идет в первую очередь о проигрышах в двух крупных тендерах на поставку военной авиатехники для Индии.

В конце января стал известен победитель тендера, объявленного еще 11 лет назад на поставку 126 истребителей для индийских ВВС. В погоню за многомиллиардным контрактом в свое время включились все ведущие производители – индусы выбирали между нашим МиГ-35, американским F-16, французским Mirage 2000, шведским JAS 39 Gripen и F/A-18 Super Hornet. Причем эксперты прочили победу нашему МиГу, благо заменить он должен был своего "прадеда", еще советский МиГ-21.

Однако случиться этому было не суждено - в апреле прошлого года отечественный самолет выбыл из конкурса, даже не попав в шорт-лист. А победителем в итоге стал французский истребитель четвертого поколения Rafale, заменивший изначально предложенный Mirage в ходе затянувшегося тендера.

Россия позиционирует МиГ-35 как один из лучших и новейших истребителей в мире, однако представители индийских ВВС не только не проявили к нему повышенного интереса, но и остались разочарованы отдельными его параметрами.

Однако все не так просто, как может показаться на первый взгляд. У французов были определенные проблемы с экспортом Rafale, более того, если бы не этот контракт с Индией, то спустя какое-то время производство французского истребителя четвертого поколения было бы полностью прекращено. И в Париже этого особенно не скрывали.

"У меня складывается ощущение, что французы предложили Индии очень выгодные коммерческие условия, без этого не обошлось. Желая сохранить производственную линейку и производственные места, французы могли проявить небывалую щедрость, и это, безусловно, было немаловажным фактором при определении победителя", - комментирует руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

По мнению эксперта, приведенные индийской стороной замечания по отдельным параметрам МиГа являются формальными. Доработка ряда элементов бортового оборудования, в частности радиолокационной станции (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой, не потребовала бы много времени и больших инвестиций со стороны российских партнеров.

В другом индийском тендере на поставку 22 ударных вертолетов Россия также потерпела фиаско. В финал конкурса в середине 2010г. вышли американский AH-64D Apache Longbow и российский Ми-28НЭ "Ночной охотник" (боевой вертолет). В октябре 2011г. Минобороны Индии подвело итоги тендера, и вновь удача оказалась не на стороне отечественного военного авиапрома - победителем был объявлен американских вертолет. Российский же "Ночной охотник" не подошел заказчикам сразу по 20 параметрам, которые были заявлены в качестве обязательных характеристик новой машины, и так и остался летать в стороне.

Но вместе с тем эксперты считают, что "Ночной охотник" так или иначе займет свое место под солнцем – индийский интерес к российским вертолетам не увядает, чему подтверждение непрекращающиеся контракты на поставку другой продукции – Ми-8 и Ми-17.

Недостатки

Россия на протяжении многих лет занимала лидирующие позиции на мировом рынке военной авиационной промышленности, поставляя технику для Индии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии и других стран, сотрудничество с которыми сложилось еще во времена СССР. В результате советско-российские МиГи - от 21-й до 35-й модели - находятся на вооружении многих государств. Однако в последнее время проверенные российские истребители не торопятся покупать - заказчики предпочитают обращаться к программе модернизации.

"Действительно, многие государства предпочитают модернизировать находящиеся у них на вооружении МиГи, а не покупать новые, это вполне логично, потому что стоимость модернизации ниже, чем стоимость новых самолетов", - рассказывает О. Пантелеев.

Кроме того, ряд прежних стран-клиентов не вступал в последние годы в военные конфронтации, что позволило им сохранить ресурс по стоящим на вооружении МиГам. В результате их ВВС новые истребители в ближайшие годы тоже не понадобятся.

До недавнего времени (5-10 лет назад), иностранные покупатели российской авиатехники проявляли заметную осторожность, так как страны, на вооружении которых уже находились отечественные МиГи, неоднократно жаловались на сложности с послепродажным обслуживанием самолетов, в частности на нерегулярные поставки запчастей и комплектующих.

По утверждениям представителей индийской стороны, "Рособоронэкспорт" (основной продавец российской военной техники и услуг) создавал множество сложностей в системе поставок запчастей - выдвигал требования регулярного заключения дополнительных контрактов и соглашений и настаивал на изменении условий предоплаты за поставку запчастей. Так, например, ВВС Индии в буквальном смысле были вынуждены проводить тендеры на поставку запчастей для самолетов и вертолетов российского производства.

Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону, и российские производители расширяют географию присутствия современных сервисных центров. Но вряд ли можно надеяться, что покупатели боевой авиатехники будут довольствоваться таким бонусом, как своевременная замена деталей, и не обратят внимание на аварийность отечественных МиГов.

И действительно, за последние годы число катастроф с этими машинами заметно возросло. В результате страны-участницы бывшего Варшавского договора, которые успели закупить большие партии военной авиатехники еще в далекие советские годы, сейчас постепенно выводят из эксплуатации эти машины.

Та же самая Индия за последние 2-3 года потеряла несколько десятков таких истребителей. МиГи даже начали называть "летающими гробами". Иностранцы боятся закупать отечественные истребители, ведь они разбиваются даже в России – не далее как в июне в Астраханской области при выполнении испытательного полета потерпел крушение очередной МиГ-29.

Возможность отыграться

Впрочем, не все еще потеряно. У России еще остался реальный шанс победить в двух индийских тендерах на поставку 197 легких многоцелевых и 12 тяжелых транспортных вертолетов, тем самым укрепив свои позиции на рынке авиапрома и вернуть былую репутацию. В первом конкурсе финалистами стали российский легкий вертолет Ка-226Т и Eurocopter AS550 Fennec, во втором – тяжелый Ми-26Т2 и американский CH-47F Chinook. По итогам двух тендеров, индийские ВВС могут подписать контракты на общую сумму около 2,5-4 млрд долл.

Для Ка-226Т победа в тендере могла бы стать в определенном смысле путевкой в жизнь: получение этого контракта создало бы определенные рыночные перспективы для легкого вертолета. "Россия заинтересована в том, чтобы победить в этом тендере и предлагает, насколько я могу себе представить, весьма интересные условия и по деньгам, и по поставках. При создании модификации Ка226 учитывались интересы индийской стороны", - комментирует О.Пантелеев.

Ну а победа модернизированного Ми-26Т2 позволила бы переложить значительную часть средств НИОКРов (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) на экспортный контракт, что улучшило бы экономику для ОАО "Вертолеты России". В настоящее время Ми-26Т2 закупается отечественными ВВС и, судя по нарастающему темпу объемов заказов, которые размещены Минобороны у ОАО "Вертолеты России", производство этих машин будет вестись достаточно интенсивно.

"Эти тендеры для нас, может быть, даже более интересные (чем те, в которых мы проиграли)", - отмечает О.Пантелеев. По мнению эксперта, соперники у России очень серьезные и придется сильно постараться, чтобы их обойти.

Взгляд в будущее

Резюмируя вышесказанное, можно говорить о том, что у отечественных производителей военно-воздушной техники еще не все потеряно и авторитет, заработанный годами, просто так не потеряешь.

Однако перспективы МиГов на текущий день туманные. Конкурировать с дешевыми китайскими самолетами и современными американскими истребителями 5-го поколения весьма непросто. Безусловно, МиГ-35 еще будет предлагаться на внешнем рынке, но дальше продолжать развивать эту серию, делать очередной истребитель поколения "4+++", особого смысла нет. "На мой взгляд, есть смысл переходить на беспилотные технологии и делать это как можно скорей", - отмечает О.Пантелеев.

Также еще должен сыграть свою роль на авиарынке реактивный истребитель поколения "4++" Су-35С (разработанный в ОКБ Сухого), интерес к экспортной версии этой машине достаточно велик.

Однако самые большие ставки Россия делает на перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА (Т-50), который должен стать заменой МиГ-29 и Су-27 в российских ВВС. Серийное производство запланировано на 2015г. Также, в рамках сотрудничества с Индией, создается экспортная модификация самолета – FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft - истребитель пятого поколения).

"Нужно делать достаточно много самолетов, потому что если самолет не используется интенсивно в своей стране, его экспортный потенциал будет недостаточно высок", - рассказывает О.Пантелеев.

Анастасия Жидкова, РБК

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Зеленский рассказал о наличии только 25% необходимых Украине средств ПВО Политика, 13:04
«Динамо» впервые с введения Fan ID собрало аншлаг в матче РПЛ Спорт, 13:02
Российский клуб сыграет в чемпионате Белоруссии по хоккею Спорт, 12:51
ЦБ назвал сроки маркировки на бирже компаний, не раскрывающих информацию Финансы, 12:45
В Белгороде прогремели взрывы Политика, 12:38
Минздрав Киргизии сообщил о 29 пострадавших после митинга в Бишкеке Общество, 12:37
В Европе призвали банки ускорить уход из России Бизнес, 12:35
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Худрука РАМТ Алексея Бородина госпитализировали Общество, 12:32
Тренер ответил на вопрос о будущем Ничушкина в НХЛ после отстранения Спорт, 12:23
Reuters узнал о плане команды Трампа установить контроль над ФБР Политика, 12:21
Один человек погиб в Курской области после падения дрона на машину Политика, 12:04
Получившего двойной перелом лицевых костей вратаря ЦСКА прооперировали Спорт, 12:03
В Скадовске 11 человек пострадали в результате ракетного обстрела Политика, 11:48
На Украине сообщили о ночном ударе по двум энергообъектам Политика, 11:32