ФАС назвала риск при введении антимонопольных проверок внутри компаний
Федеральная антимонопольная служба разработала проект по внедрению антимонопольного комплаенса в российских компаниях, но его детали по-прежнему обсуждаются с правительством и правовым управлением администрации президента (АП), поскольку существует риск, что бизнес будет подходить к этому нововведению формально. Об этом рассказал начальник правового управления ФАС Артем Молчанов на конференции «Антимонопольный комплаенс в России», которая прошла во вторник в Москве.
По словам Молчанова, дискуссия правительства и АП все еще продолжается, хотя закон должен был быть согласован «уже вчера».
Разработать и внести в правительство федеральный закон, предусматривающий правовое регулирование антимонопольного комплаенса, поручил Владимир Путин. Согласно президентскому указу, правительство должно сделать это до 1 января 2019 года. Антимонопольный комплаенс — это система предупреждения антимонопольных нарушений, работающая внутри самих компаний. Внедрение этого механизма должно сократить число нарушений в соответствии с указом о государственной политике по развитию конкуренции до 2020 года.
«Мы находимся сегодня на площадке правительства и администрации, обсуждая введение этого закона. Риск, который не дает нам перейти к дальнейшим шагам, связан с преодолением формализма — возможностью ухода компаний от ответственности только лишь при наличии формальных бумаг», — сказал Молчанов. В правительстве сомневаются, что проект дает четкое представление бизнесу, как ФАС будет определять, когда комплаенс действительно внедрен и работает, а когда «просто лежит в виде свода правил в ящике», пояснил чиновник.
Как считает заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по развитию конкуренции Александр Ситников, эти опасения не должны стать препятствием для принятия законопроекта, потому что «даже в таком виде он будет нести пользу и не избавит компании от ответственности». Отсутствие детальной проработки вопроса не приведет к внедрению комплаенса «исключительно для отвода глаз», считает он.
«Международная законодательная практика знает примеры, когда законы выпускаются даже с гораздо меньшей проработкой и разъяснительная работа и корректировки вносятся уже после. Например, английский антикоррупционный закон», — говорит партнер Deloitte Алина Попадюк.
Как добиться смягчения
ФАС занимается разработкой проекта не первый год, последняя версия поправок в федеральный закон «О защите конкуренции» и в Кодекс об административных правонарушениях была опубликована в 2017 году. Согласно законопроекту, ведомство предлагает считать проведение антимонопольного комплаенса в компании обстоятельством, снижающим штраф за часть правонарушений (снижение, по словам Молчанова, составит 12,5%). К ним относятся недобросовестная конкуренция, злоупотребление доминирующим положением, манипулирование ценами на рынках электроэнергии, а также заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию.
Чтобы претендовать на смягчение административной ответственности, комплаенс в компании должен быть проведен до момента совершения правонарушения, а само нарушение антимонопольного законодательства на момент возбуждения административного дела должно быть прекращено, следует из предложений ФАС. Для внедрения комплаенса компания разрабатывает внутренние документы, определяющие систему рисков нарушить антимонопольное законодательство и механизмы выявления таких рисков.
Риски компаний могут отличаться в зависимости от условий осуществления деятельности, положения на рынке, специфики товарного рынка. Немаловажным является проведение разъяснительной работы с сотрудниками, следует из текста проекта.
Не только частный бизнес
В указе президента есть аналогичная норма, распространяющая антимонопольный комплаенс на органы государственной власти — как федеральные, так и региональные. Всем им поручено разработать «дорожные карты» по улучшению конкуренции и устранению соответствующих барьеров на трехлетний период, отметил на конференции во вторник замглавы ФАС Андрей Цыганов.
Антимонопольная служба уже подготовила рекомендации по разработке комплаенса внутри государственных структур. Все они согласованы с министерствами и разосланы в регионы, а до конца июня должны быть внесены в правительство, добавил Цыганов.
В России меры антимонопольного комплаенса в первую очередь были внедрены в оборонно-промышленном комплексе, есть соответствующие документы под грифом «для служебного пользования», указал замглавы ФАС. В ведомстве считают, что для некоторых категорий предприятий эти меры должны быть обязательными. «Раз они должны рачительно относиться к использованию бюджетных средств, то пусть они и на штрафы их не тратят», — сказал чиновник.
Новые издержки
Введение антимонопольного комплаенса потребует создания отдельного структурного подразделения в частных компаниях, что приведет к «дополнительным необоснованным затратам» бизнеса. На это в своем заключении об оценке регулирующего воздействия на проект ФАС указало Минэкономразвития. Министерство дало отрицательное заключение на инициативу. Проект ФАС «содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения» для компаний, подчеркивается в документе.
Этот вопрос можно решить, считает Ситников из РСПП. «После принятия закона антимонопольным органам следует разместить рекомендации, содержащие практику добросовестного внедрения комплаенса, которые малый и средний бизнес сможет использовать без каких-либо существенных трат», — говорит он.
Большие компании при внедрении антимонопольного комплаенса «могут позволить себе создать целое подразделение или взять одного антитрестовского офицера (специалист по антимонопольному законодательству. — РБК), который будет следить за исполнением комплаенса изнутри», говорит руководитель антимонопольной практики «Пепеляев групп» Елена Соколовская. Для них эта мера выгодна, так как она поможет предотвратить многомиллионные штрафы. «Понятно, что у малого бизнеса нет таких возможностей и им придется учитывать возможные издержки», — добавляет она.
Антимонопольный комплаенс не должен быть обязательным, подчеркивает Соколовская. «Для них (компаний. — РБК) лучше, чтобы была гибкость, а перечень требований был минимальным», — считает она.