Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как купить дорогой спорткар с пробегом: секреты и тонкости РБК и Porsche, 14:15
ЦБ предложил два способа повысить доходность вкладов для небогатых Финансы, 14:14
С новым бумом: почему инвесторы полюбили криптостартапы — The Economist Pro, 14:13
Набиуллина предложила не продлевать льготную ипотеку на новостройки Финансы, 14:13
Набиуллина предупредила о рисках из-за создания экосистем Бизнес, 14:07
Кремль назвал вторичным вопрос о переговорах по транзиту газа с Украиной Политика, 13:58
Силуанов не увидел пользы от снижения налогов для борьбы с ростом цен Экономика, 13:57
«От всего сердца»: как Байдены украсили Белый дом. Фотогалерея Общество, 13:55 
Skoda представила обновленный кроссовер Karoq Авто, 13:55
Какой может быть альтернатива опасной воде из кулера РБК и BWS, 13:54
Чемпиона мира по легкой атлетике убили в перестрелке в США Спорт, 13:51
Орешкин предупредил о рисках нового типа монополизма для экономики Финансы, 13:51
Московский зоопарк и Парк Горького закрыли из-за непогоды Город, 13:42
Российский промоушен подписал многократного чемпиона мира по боксу Спорт, 13:42
Экономика ,  
0 

Эксперты выяснили причину проблем с инновациями в российских компаниях

Необщительные и неуверенные сотрудники – одно из главных препятствий для разработки инноваций в мире, свидетельствует международное исследование, проведенное The Economist совместно с EF Education First. В ближайшие три года интернациональные компании, в том числе в России, намерены преодолевать эту проблему, наращивая инвестиции в инновации
Фото: Артем Голощапов для РБК
Фото: Артем Голощапов для РБК

Таких планов, несмотря на экономический кризис, придерживаются 70% руководителей международных компаний в России, свидетельствуют материалы исследования. Чтобы повысить свою способность к инновациям, компании должны улучшать корпоративную культуру, считают эксперты. В частности, повышать уровень информированности сотрудников о важности общения с другими отделами и подразделениями компании, в том числе в других странах.

«Инновации рождаются обычно на стыке м​еждународных, межкультурных и внутрикорпоративных границ. В то же время коммуникативная уверенность сотрудников имеет тенденцию к снижению по мере расширения внутрикорпоративного и транснационального пространства», – отметила директор по исследованиям Economist intelligence Unit Авива Фройдманн, представляя свою работу по телемосту российским журналистам. Важно объяснять, насколько ценно взаимодействие в плане нахождения новых подходов и идей, заметила она.

Исследователи проанализировали проблемы, с которыми сталкиваются компании на пути развития инноваций. На вопросы ответили 350 респондентов, более половины из которых – руководители компаний, базирующихся более чем в 10 странах. Как минимум по 30 руководителей в октябре 2014 года было опрошено в России, США, Китае, Франции, Великобритании, Германии, Испании, Скандинавских странах, Бразилии и странах Ближнего Востока.

У российских респондентов с межкультурным общением несколько меньше проблем, чем в среднем по выборке, и ориентиры другие, отметила Фройдманн. В частности, пока создание новых продуктов для них не входит в первую тройку приоритетов. Ключевым это направление назвали лишь 37% респондентов в России, тогда как в других странах – в среднем 54%.

Подходы к развитию инноваций тоже разные. Так, если в среднем по выборке руководители называли самым важным создание культуры поощрения идей в коллективе, то в России уделяют большое внимание развитию тесного сотрудничества между отделами.  Впрочем, по мнению Фройдманн, важно и то, и другое: исследование показало, что компаниям необходимо создавать инфраструктуру для обмена навыками и мнениями между сотрудниками.

«И, конечно, внести изменения в концепции управления рисками, чтобы новые идеи могли реализовываться, даже с неопределенной прибылью», – заметила она. Культуру терпимости к неудачам считают важным фактором для инноваций 41% респондентов.

В качестве примера эффективной инновационной политики Фройдманн привела финскую компанию Nokia, которая создала специальные инновационные центры в разных странах и разработала балльную систему поощрения, чтобы поощрить конкуренцию между ними. После перехода на эту систему от старой системы единой «воронки» для инноваций компании удалось увеличить долю успешно реализованных идей вдвое, говорится в исследовании.

Основными препятствиями для развития инноваций в мире исследование определило слабость работы руководства в этом направлении и слабые навыки выработки идей, проблемы с общением у сотрудников и их неуверенность при обмене идеями по всей организации. В России ситуация сложнее, считает управляющий директор в России и странах СНГ Education First Эдуард Балдаков.

В то время как российские компании только начинают осознавать важность инноваций,  большинство компаний в мире уже тратят на это около 20% своих бюджетов, добавил Балдаков.

«Целый клубок противоречий, характерный для российского бизнеса, не позволяет нам доминировать в области инноваций или даже быть конкурентоспособными», – заметил Балдаков. С одной стороны, по его словам, это вызывает опасения, с другой – дает шанс сегодня, в условиях стагнации, получить конкурентные преимущества. Их получат те, кто в России создаст правильную корпоративную культуру, будет инвестировать в кадры и ориентироваться на создание новых продуктов, считает он.