Норвегия не даст России ловить рыбу?
В конце 2000 года в Норвегии шло активное обсуждение оборонного строительства страны. Тогда не исключалась возможность упразднения командования вооруженными силами Северной Норвегии и перемещения центра управления войсками на юг страны. Этому активно решили воспрепятствовать губернаторы северных норвежских провинций Нурланн, Тромс и Финнмарк. Они указали на необходимость сохранения Норвегией вооруженного контроля над "возможной экстренной ситуацией", под которой они подразумевали социальные и техногенные катаклизмы в России. Губернаторы также обосновывали необходимость военного присутствия Норвегии на севере защитой ее экономических интересов (нефте- и газодобычи), а также тем, что у побережья Северной Норвегии находится архипелаг Шпицберген, один из самых богатых рыбными ресурсами районов в мире.
Губернатор Мурманской области Евдокимов заявил, что "можно понять, но нельзя принять "озабоченность" норвежских губернаторов по поводу возможного сокращения вооруженных сил на их территориях". По его мнению, наличие мощных военно-морских сил необходимо Норвегии для дальнейшего проведения дискриминационной политики в области рыбного промысла и хозяйственной деятельности в так называемой спорной зоне в Баренцевом море. Таким образом, считает губернатор Мурманской области, Россию пытаются вытеснить из 200-мильной рыбоохранной зоны вокруг архипелага Шпицберген.
Следует отметить, что его опасения не напрасны. Ровно год назад Норвегия уже провела ужесточение правил проведения рыбопромысловой разведки для российских судов в норвежской зоне Баренцева моря. Правда, справедливости ради надо сказать, что эти действия Осло явилось ответной мерой на аналогичные нормы, ранее утвержденные Россией. В течение 1998-1999 годов норвежским исследовательским судам было разрешено работать в российской экономической зоне Баренцева моря только в том случае, если на их борту находятся российские военные наблюдатели. Во время заходов в российские порты, кроме того, суда подвергались досмотру. Теперь жесткие правила рыбопромышленной разведки действуют и в отношении российских судов, занимающихся исследованиями в норвежской экономической зоне.