Перейти к основному контенту
Экономика⁠,
0

Эксперты: В России может исчезнуть региональная авиация

Неадекватное регулирование авиаотрасли и избирательная поддержка крупных авиакомпаний, ведущая к большей консолидации рынка, являются основным препятствием для развития региональных маршрутов и общего оздоровления перевозчиков. Такого мнения придерживаются опрошенные РБК эксперты.
Фото: РБК
Фото: РБК

По их словам, многие требования, введенные регуляторами авиационной отрасли, только усугубляют финансовое положение небольших авиакомпаний и даже приводят к их закрытию.

Яркий пример – требование Минтранса оборудовать все воздушные суда аппаратурой ГЛОНАСС/GPS. По мнению участников рынка, ведомство в данном случае руководствовалось исключительными политическими целями – желанием установить куда только можно появившуюся у России национальную систему навигации. Впрочем, оказалось, что практической пользы в оснащении отечественных воздушных судов данной аппаратурой практически нет.

Самое интересное, что такого же мнения, по данным газеты "Известия", придерживается и глава Росавиации Александр Нерадько (в распоряжении газеты оказалась копия его письма в правительство). Для небольших авиакомпаний, отмечает он, затраты, сопряженные с установкой оборудования ГЛОНАСС, оказались весьма значительными: стоимость оборудования, составляющая порядка 1 млн руб., сопоставима с остаточной стоимостью судов, а его установка требовала вывода бизнес-джета из эксплуатации примерно на месяц.

Еще один свежий пример, который приводят эксперты – принятые в ноябре 2012г. федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки" (так называемые ФАП-11). Согласно этим правилам, в парке авиаперевозчика должно было быть не менее восьми воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел. У большинства мелких авиакомпаний количество машин в парке гораздо меньше.

Новые регуляторные требования и стали основной причиной ликвидации авиакомпании "Кубань", как пояснил перевозчик в своем сообщении. До ликвидации компания эксплуатировала шесть воздушных судов зарубежного производства, три из которых (Airbus A-319) была вынуждена досрочно вернуть лизингодателям из-за невозможности своевременных выплат по контракту и задолженности по платежам. С 1 ноября 2012г. из эксплуатации были выведены устаревшие авиалайнеры Як-42 советского производства "в связи с окончанием назначенного ресурса и низкой экономической эффективностью".

"Вряд ли аналогичные правила есть в США или в Канаде, где малые авиакомпании могут обслуживать потребности одного-двух городов. В России с десятками и сотнями удаленных поселений это правило противоречит здравому смыслу", - говорит доцент кафедры "инновационный менеджмент" Финансовой академии при правительстве России Андрей Иванов.

Многие областные центры, находящиеся на расстоянии 400-500 километров, давно не связаны между собой авиасообщением - приходится летать через Москву. Раньше почти во всех городах-миллионерах были местные авиакомпании, сейчас их вытеснила большая авиационная тройка - "Аэрофлот", "Трансаэро" и S7.

Как отмечают эксперты, процессы консолидации, которые происходят на российском рынке авиаперевозок, схожи с консолидационными процессами в таких отраслях, как сотовая связь и ретейл: либо крупные игроки поглощают малых, либо малые игроки просто уходят с рынка.

"В отраслях с высокой конкуренцией очень важен эффект масштаба. Крупный игрок имеет сильные переговорные позиции и больше шансов добиться приемлемых для себя условий. Такая же ситуация, как в сотовой связи и на рынке торговых сетей, где есть три доминирующих бренда ("Билайн", МТС и "МегаФон" и в ретейле - "Магнит", "Дикси" и "Пятерочка" соответственно), складывается и в авиации", – отмечает начальник аналитического отдела ИК "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров.

Эффект масштаба в авиации проявляется и в том, что доступ ко многим направлениям фактически закрыт для новых игроков (сложность для старта новичков является одним из условий работы крупных игроков с аэропортами). У небольших компаний меньше возможностей сэкономить на поставках топлива и запчастей, кроме того, им сложнее выстраивать логистические цепочки и состыковывать рейсы.

С 2007г. в связи с резким удорожанием топлива, ростом цен на услуги аэропортов и повышением тарифов на услуги аэронавигации небольшие авиакомпании накопили критический объем задолженности. "Даже при росте пассажиропотока на 40% и операционной прибыли на 150% небольшую авиакомпанию не удается вывести на уровень рентабельности", - отмечает генеральный директор разорившейся "Кубани" Сергей Мордвинцев.

Не менее острая проблема для ближнемагистральной гражданской авиации – поддержание устаревшего, а порой и просто ветхого транспортного парка, отмечает начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев. Основу парка региональных авиакомпаний составляют Ту-134 (25% парка региональных самолетов), и Ан-2 (98% парка малой авиации). Средний возраст судов превышает 30 лет, а степень износа приближается к 95%. За последние 10 лет в год в среднем списывалось по 33 самолета, а поступало всего 13, большинство из которых были подержанными "иномарками".

По данным Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА), уже к 2015-2017гг. ни один из самолетов, которые эксплуатируются сегодня региональными авиакомпаниями, не сможет подняться в воздух.

Причину сложившейся ситуации участники рынка видят в целенаправленной поддержке государством крупных авиакомпаний, специализирующихся на международных перевозках и уделяющих мало внимания местному сообщению, а также предоставлении преференций избранным перевозчикам.

Несправедливое ужесточение критериев значительно усложнило допуск к выполнению международных чартерных и регулярных перевозок для небольших компаний. Отсутствие сертификата ИАТА по аудиту эксплуатационной безопасности полетов (IOSA) значительно снижает шансы на получение разрешения.

Кроме того, до сих пор отсутствуют механизмы межрегионального субсидирования в случае выполнения перевозок не в рамках одного региона, а между двумя разными регионами. Медленно продвигается работа по снижению сертификационных требований к региональным аэропортам, что позволило бы увеличить интенсивность полетов и снизить финансовую нагрузку на эти аэропорты. В свою очередь снижение финансовой нагрузки на аэропорты привело бы к снижению тарифов на обслуживание авиакомпаний.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 03:53
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 03:53
Как россияне в два раза сократили суммы валюты на вкладах. Инфографика Финансы, 03:59
На прямую линию с Путиным поступило более 255 тыс. обращений Общество, 03:57
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
Макрон рассказал о разговоре с Зеленским Политика, 03:35
Число ограничивших полеты российских аэропортов возросло до пяти Политика, 03:22
Не менее 23 человек погибли при пожаре в ночном клубе на курорте в Индии Политика, 03:11
Сикорский предложил Маску лететь на Марс после призыва упразднить ЕС Политика, 03:01
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Ученые выяснили, что чат-боты могут изменять предпочтения избирателей Технологии и медиа, 02:47
В Пентагоне заявили о планах по обновлению ядерной триады США Политика, 02:12
Во втором за ночь аэропорту ограничили полеты Политика, 01:59
Туск заявил об «общих врагах» США и Европы Политика, 01:40
Землетрясение магнитудой 7,0 зафиксировали на Аляске Общество, 01:14
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В «Укрэнерго» назвали сроки восстановления энергоснабжения Политика, 00:41