Лента новостей
В Крыму заявили о планах открыть паромное сообщение с Турцией 13:27, Экономика Киев отчитался о продвижении украинских войск в Донбассе 13:09, Политика Как стать инвестором, не имея значительного капитала, знаний и времени 13:09, РБК и Сбербанк Адвокаты Януковича устроили потасовку с полицейскими в здании суда 13:03, Политика Россия потратит на восстановление купола Капитолия в Гаване ₽642 млн 13:00, Бизнес Украина включила Прилепина в список угрожающих безопасности страны 12:59, Политика Новый бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3М представили в Казани 12:57, Технологии и медиа Совет директоров En+ Group одобрил переезд в российский офшор 12:56, Бизнес Адвокат сообщил о предъявлении Степаненко прав на часы Петросяна 12:54, Общество Умерла двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова 12:49, Спорт На адрес BitMEX перевели 18 тыс. биткоинов: криптовалюта подорожала 12:46, Крипто На рыбалку с президентом: неформальные мероприятия Путина за границей 12:38, Фотогалерея  Кремль сообщил об обстоятельствах приглашения Путина на свадьбу в Австрии 12:38, Политика Сколько государство даст заработать на обновлении инфраструктуры ЖКХ 12:32, РБК и Сбербанк Песков рассказал об отсутствии у Кремля позиции по плану Белоусова 12:25, Политика Генерал СКР Никандров получил 5,5 года за взятку по делу Шакро Молодого 12:19, Общество Песков напомнил о статье Сенцова при обсуждении его помилования 12:16, Политика Комиссия по ценным бумагам допросит директоров Tesla после твита Маска 12:10, Бизнес Власти опровергли проведение гей-парада в поволжском поселке с 7 жителями 12:10, Общество Редкий вид: сколько стоят квартиры с террасами в Москве 11:57, Недвижимость  Глава BitMEX: Bitcoin подешевеет до $5000, курс Ethereum упадет ниже $100 11:56, Крипто В Москве свидетельства о рождении начали выдавать при выписке из роддомов 11:50, Общество Собянин подсчитал получающих пенсию за счет Москвы россиян 11:41, Политика Прогнозы дня: Московской бирже предсказали рост после вчерашних снижений 11:39, Quote Продажи «Балтики» выросли во втором квартале на 10% из-за ЧМ-2018 11:38, Бизнес Сборная России поднялась на 21 место в рейтинге ФИФА 11:26, Спорт
Российский бизнес покидает Эстонию
Экономика, 18 июл 2007, 15:24
0
Российский бизнес покидает Эстонию
Российская транспортная группа "Северстальтранс" выставила на продажу дочернее предприятие в Эстонии - Estonian Oil Service AS (E.O.S.), специализирующееся на перевалке мазута. Об этом пишет сегодня российский "Коммерсантъ". Отраслевые эксперты объясняют намерение "Северстальтранса" избавиться от актива ухудшением политических взаимоотношений Эстонии и России.

По итогам 2006 года через E.O.S. прошло около 20% всего объема российского экспорта мазута - 10,24 млн т. Два терминала E.O.S по перевалке мазута способны обрабатывать до 1 тыс. цистерн в сутки, мощности позволяют одновременно хранить 415 тыс. т мазута. Кроме 80-процентного пакета E.O.S. "Северстальтрансу" принадлежит контрольный пакет акций эстонского железнодорожного перевозчика Spacecom AS, который обеспечивает транспортировку мазута на терминал.

Бизнес "Северстальтранса" в Эстонии действительно уже несколько лет испытывает трудности, отмечает "Коммерсантъ". В 2004 году государственный железнодорожный оператор Esti Raudtee (Эстонская железная дорога, ЭЖД) прекратил доступ к инфраструктуре для Spacecom, которому удалось восстановить перевозки после обращения в суд. В 2005 году полиция безопасности Эстонии на двое суток задержала главу Spacecom Олега Оссиновского, обвиняя его в картельном сговоре с ЭЖД. В 2006 году полиция заявила, что активная деятельность "Северстальтранса" рассматривалась как угроза экономической безопасности Эстонии.

Однако отраслевые эксперты объяснили "Коммерсанту" уход "Северстальтранса" из Эстонии экономическими соображениями. "Уже в течение многих лет Россия стремится к независимости в отношении портовых мощностей, а крупный бизнес, каким является "Северстальтранс", не может не ориентироваться на долгосрочные тенденции", - говорит вице-президент консалтинговой компании TransCare Александр Колик. "Это не удивительно, - отреагировал на новость глава аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов. - То, что российский бизнес будет уходить из Эстонии, было ясно уже давно, и, разумеется, его место будут стремиться занять крупные международные компании".

Однако многие аналитики не согласны с этим мнением и заявляют, что уход российского бизнеса из Прибалтики - вынужденная мера. Как заявил РБК один из экспертов, ведущие западные компании - Shell, Glenkor, Royal Vopak, Vitol - делают все возможное, чтобы вытеснить российский транзит из Прибалтики в порты северо-запада России. Нефтеперерабатывающий завод "Мажейкяй нафта" был продан полякам, хотя российские компании, например "ЛУКОЙЛ", предлагали существенно лучшие условия. В аукционе по продаже госпакета акций холдинга Ventspils nafta (VN) победил международный нефтегазовый трейдер Vitol. Вместе с эстонским бизнесом крупный голландский концерн Royal Vopak владеет компанией Pakterminal в Мууге. Компания Shell взяла в долгосрочную аренду терминалы для перевалки темных нефтепродуктов у компании Eurodek.

По оценкам экспертов, эстонские терминалы давали нашим компаниям ряд конкурентных преимуществ как на европейских, так и на азиатских рынках. Отлаженные схемы транспортировки, современное оборудование, круглогодичный судозаход без ледовой проводки, отсутствие железнодорожных пробок, комфортные тарифные условия работали на уверенные конкурентные позиции отечественных трейдеров на международных рынках.

Существенным остается факт, что из-за сложной ледовой обстановки в зимний период нефть и нефтепродукты из российских портов невозможно доставлять на ряд рынков, в том числе в Юго-Восточную Азию, поскольку использование танкеров ледового класса приводит к существенному удорожанию перевозки. Так, поставки мазута в Китай приводят к его удорожанию на 30%. Если бы сегодня темные нефтепродукты, который российские компании поставляют на мировой рынок, шли не через прибалтийские, а через западные российские порты, то наши компании теряли бы по 10-15 долларов на тонне.

В этих условиях актуальность развития собственной инфраструктуры должна идти параллельно с транзитом российских грузов через порты Прибалтики. Пока Европа усиливает экологические требования, российские трейдеры пытаются переориентировать отечественные высокосернистые нефтепотоки на рынки Юго-Восточной Азии. С этой точки зрения транспортировка через эстонские порты являлась наиболее удобной.

Продажа эстонских терминалов нанесет ущерб деятельности российских экспортеров энергоносителей, считает зампред Госдумы комитета по безопасности Виктор Илюхин. Пока существующая на территории РФ транспортная инфраструктура не в состоянии перерабатывать весь объем по российским экспортным контрактам, сиюминутная выгода российских бизнесменов приведет к тому, что наша страна лишится экономических преимуществ на европейском направлении.