Лента новостей
Глушаков поблагодарил Карреру после увольнения тренера из «Спартака» 00:42, Общество В Италии умер сооснователь Benetton Group Джильберто Бенеттон 00:28, Бизнес Трамп заявил о необходимости включения Китая в РСМД 00:23, Политика Россия обжаловала присуждение украинским фирмам $139 млн за Крым 00:00, Экономика Битва дизайнеров: как по-разному можно оформить одну и ту же квартиру 22 окт, 23:58, РБК и Экспострой на Нахимовском В Счетную палату из Минобороны перешел бывший помощник Кудрина 22 окт, 23:58, Общество В Минфине назвали повышение ставок по ипотеке «сугубо временным явлением» 22 окт, 23:54, Экономика В Стамбуле беглый преступник с ножом ранил 11 человек 22 окт, 23:37, Общество Болтон ответил на вопрос о желании «похоронить» договор о РСМД 22 окт, 23:32, Политика Cобянин рассказал Путину о рекордах транспортной инфраструктуры Москвы 22 окт, 23:12, Политика Тест: в команду какой хоккейной лиги вас выберут играть 22 окт, 22:45, РБК и Mastercard Митингующие потребовали закрыть крупнейший завод в Северной Осетии 22 окт, 22:44, Общество Трамп заявил о планах нарастить ядерный арсенал США из-за России и Китая 22 окт, 22:10, Политика МИД сообщил о результатах переговоров Лаврова и Болтона 22 окт, 22:03, Политика Болтон возложил на Путина решение о встрече с Трампом 22 окт, 21:51, Политика Болтон заявил о желании уточнить позицию России по договору СНВ 22 окт, 21:32, Политика 6 правил путешествия с друзьями 22 окт, 21:30, РБК и Билайн Болтон счел невозможным договориться по РСМД только силами США и России 22 окт, 21:12, Политика Захарова опубликовала фото рабочего обеда Лаврова и Болтона 22 окт, 21:03, Политика «Спартак» предложил Каррере попрощаться с болельщиками на домашнем матче 22 окт, 20:46, Спорт «Яндекс» допустил реструктуризацию сервиса новостей 22 окт, 20:43, Технологии и медиа Вселенский патриарх не увидел у РПЦ выбора насчет автокефалии на Украине 22 окт, 20:40, Общество 4 типа команд и как с ними работать: инструкция для руководителя 22 окт, 20:31, РБК и Volkswagen МИД заявил о «запертых в кабинетах» депутатах на голосовании в Македонии 22 окт, 20:24, Политика Путин на встрече с Болтоном потребует «разъяснения по множеству тем» 22 окт, 20:17, Политика По жесткому сценарию: изменит ли Трамп решение о выходе из договора РСМД 22 окт, 20:03, Политика В Крыму назвали «детским садом» предложение Рады переименовать республику 22 окт, 20:01, Политика Моя боль: как перестать жить в сети и завидовать 22 окт, 19:57, Спецпроект РБК PINK
Российский бизнес покидает Эстонию
Экономика, 18 июл 2007, 15:24
0
Российский бизнес покидает Эстонию
Российская транспортная группа "Северстальтранс" выставила на продажу дочернее предприятие в Эстонии - Estonian Oil Service AS (E.O.S.), специализирующееся на перевалке мазута. Об этом пишет сегодня российский "Коммерсантъ". Отраслевые эксперты объясняют намерение "Северстальтранса" избавиться от актива ухудшением политических взаимоотношений Эстонии и России.

По итогам 2006 года через E.O.S. прошло около 20% всего объема российского экспорта мазута - 10,24 млн т. Два терминала E.O.S по перевалке мазута способны обрабатывать до 1 тыс. цистерн в сутки, мощности позволяют одновременно хранить 415 тыс. т мазута. Кроме 80-процентного пакета E.O.S. "Северстальтрансу" принадлежит контрольный пакет акций эстонского железнодорожного перевозчика Spacecom AS, который обеспечивает транспортировку мазута на терминал.

Бизнес "Северстальтранса" в Эстонии действительно уже несколько лет испытывает трудности, отмечает "Коммерсантъ". В 2004 году государственный железнодорожный оператор Esti Raudtee (Эстонская железная дорога, ЭЖД) прекратил доступ к инфраструктуре для Spacecom, которому удалось восстановить перевозки после обращения в суд. В 2005 году полиция безопасности Эстонии на двое суток задержала главу Spacecom Олега Оссиновского, обвиняя его в картельном сговоре с ЭЖД. В 2006 году полиция заявила, что активная деятельность "Северстальтранса" рассматривалась как угроза экономической безопасности Эстонии.

Однако отраслевые эксперты объяснили "Коммерсанту" уход "Северстальтранса" из Эстонии экономическими соображениями. "Уже в течение многих лет Россия стремится к независимости в отношении портовых мощностей, а крупный бизнес, каким является "Северстальтранс", не может не ориентироваться на долгосрочные тенденции", - говорит вице-президент консалтинговой компании TransCare Александр Колик. "Это не удивительно, - отреагировал на новость глава аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов. - То, что российский бизнес будет уходить из Эстонии, было ясно уже давно, и, разумеется, его место будут стремиться занять крупные международные компании".

Однако многие аналитики не согласны с этим мнением и заявляют, что уход российского бизнеса из Прибалтики - вынужденная мера. Как заявил РБК один из экспертов, ведущие западные компании - Shell, Glenkor, Royal Vopak, Vitol - делают все возможное, чтобы вытеснить российский транзит из Прибалтики в порты северо-запада России. Нефтеперерабатывающий завод "Мажейкяй нафта" был продан полякам, хотя российские компании, например "ЛУКОЙЛ", предлагали существенно лучшие условия. В аукционе по продаже госпакета акций холдинга Ventspils nafta (VN) победил международный нефтегазовый трейдер Vitol. Вместе с эстонским бизнесом крупный голландский концерн Royal Vopak владеет компанией Pakterminal в Мууге. Компания Shell взяла в долгосрочную аренду терминалы для перевалки темных нефтепродуктов у компании Eurodek.

По оценкам экспертов, эстонские терминалы давали нашим компаниям ряд конкурентных преимуществ как на европейских, так и на азиатских рынках. Отлаженные схемы транспортировки, современное оборудование, круглогодичный судозаход без ледовой проводки, отсутствие железнодорожных пробок, комфортные тарифные условия работали на уверенные конкурентные позиции отечественных трейдеров на международных рынках.

Существенным остается факт, что из-за сложной ледовой обстановки в зимний период нефть и нефтепродукты из российских портов невозможно доставлять на ряд рынков, в том числе в Юго-Восточную Азию, поскольку использование танкеров ледового класса приводит к существенному удорожанию перевозки. Так, поставки мазута в Китай приводят к его удорожанию на 30%. Если бы сегодня темные нефтепродукты, который российские компании поставляют на мировой рынок, шли не через прибалтийские, а через западные российские порты, то наши компании теряли бы по 10-15 долларов на тонне.

В этих условиях актуальность развития собственной инфраструктуры должна идти параллельно с транзитом российских грузов через порты Прибалтики. Пока Европа усиливает экологические требования, российские трейдеры пытаются переориентировать отечественные высокосернистые нефтепотоки на рынки Юго-Восточной Азии. С этой точки зрения транспортировка через эстонские порты являлась наиболее удобной.

Продажа эстонских терминалов нанесет ущерб деятельности российских экспортеров энергоносителей, считает зампред Госдумы комитета по безопасности Виктор Илюхин. Пока существующая на территории РФ транспортная инфраструктура не в состоянии перерабатывать весь объем по российским экспортным контрактам, сиюминутная выгода российских бизнесменов приведет к тому, что наша страна лишится экономических преимуществ на европейском направлении.