Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Экономика ,  
0 

Сокращение объемов субсидирования губительно для ж/д комплекса

Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации подготовили поправки к федеральному бюджету на 2013г., в соответствии с которыми предлагается увеличить субсидии на железнодорожные пассажирские перевозки на 20 млрд руб. Законодатели убеждены, что это необходимая мера, особенно с учетом последнего предложения Минфина о сокращении субсидий до 40 млрд руб. (на 15 млрд руб).
Фото: РБК
Фото: РБК

Сейчас поправки рассматривают члены комитета ГД по бюджету и налогам, однако эксперты считают, что вероятность принятия их в полном объеме невелика, и предупреждают о негативных последствиях для пассажирского комплекса.

На сегодняшний день правительство РФ субсидирует как дальнее, так и пригородное железнодорожное сообщение: на дотацию перевозок пассажиров в плацкартных и общих вагонах в 2012г. выделяется 29,8 млрд руб., а на оплату услуг инфраструктуры, которой пользуются пригородные пассажирские компании (ППК), - 25 млрд руб. В 2013г. объем финансовой поддержки пригородного комплекса останется на прежнем уровне, а вот в последующие годы эта сумма начнет стремительно уменьшаться: в 2014г. она составит 12,5 млрд руб., в 2015г. - 6,25 млрд руб.

При таком развитии событий эксперты не исключают исчезновение электричек как вида транспорта в ближайшем будущем, что приведет к усилению социальной напряженности. Минувшим летом отмена всего 47 из почти 7000 электропоездов, ежесуточно выходящих на маршрут, привела к перекрытию пассажирами железнодорожных путей на участках Чебоксары - Канаш и Белгород - Харьков. Обострилась социальная обстановка в Новгородской, Курской, Воронежской областях и в ряде других регионов России.

Дальнее следование в регулируемом сегменте (плацкартные и общие вагоны) столкнется с двукратным сокращением государственных субсидий уже в следующем году. Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов отмечает, что если Минфином будет принято решение о выделении РЖД вместо 36 млрд руб. только 14,8 млрд, то это отрицательно скажется на железнодорожной отрасли. "РЖД сократит свою инвестиционную программу, будет отменено свыше 235 нерентабельных плацкартных поездов, цены на билеты на оставшиеся рейсы вырастут. Среди других негативных последствий можно назвать сокращение числа пассажиров и так далее", - отмечает эксперт. "Было бы логично эти деньги все-таки найти. Не так много требуется средств, чтобы решить проблему. Самый массовый вид перевозок вряд ли стоит подрубать, потому что денег на восстановление потом потребуется гораздо больше, считает Д.Баранов.

Напомним, Минфин предлагал оплачивать полною стоимость билета тем гражданам, которые находятся в трудоспособном возрасте, а субсидировать перевозки в плацкартных и общих вагонах только пассажиров в возрасте до 23 лет и старше 55-60 лет, что составляет 20-25% от общего количества пассажиров. Минфин ссылается на то, что такая норма действует в авиации, однако не учитывает, что до 50% в стоимости тарифа - это инфраструктурная составляющая, которой нет в авиасообщении.

Опрошенные РБК эксперты сомневаются, что поправки, направленные на увеличение субсидий, будут одобрены членами комитета ГД по бюджету и налогам и далее рассмотрены в рамках второго чтения бюджета. Но даже если такое произойдет, то, во-первых, объем субсидий будет значительно урезан, а во-вторых, общую тенденцию это, по всей видимости, не изменит. Минфин уже неоднократно выступал с инициативами о постепенном снижении объема субсидий. Первый этап сокращения господдержки запланирован на 2013г. По подсчетам ведомства, объем субсидий следует уменьшить почти с 60 млрд руб. до 40 млрд руб. В дальнейшем, уже к 2015г., на все железнодорожное пассажирское сообщение будет направляться не более 22 млрд руб.

По мнению экспертов, снижение государственных субсидий приведет к резкому росту цены на билеты в плацкартном и общем вагонах - более чем в полтора раза. При этом сегмент купе, мягких и спальных вагонов не пострадает, а сегмент плацкартных перевозок, который и дает наибольшее число пассажиров, сократится примерно на 11 млн человек в год. Кроме того, сократится множество маршрутов, из эксплуатации вынужденно будет исключена половина плацкартных вагонов, часть российских городов останутся без прямого беспересадочного сообщения между ними.

В результате инициатива Минфина может оказаться пирровой победой: сократив субсидии сейчас, через год-два в восстановление рынка пассажирских перевозок Минфину придется вложить гораздо больше средств, считает заведующий лабораторией Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин. Для улучшения основных параметров работы пассажирского железнодорожного транспорта объемы субсидирования необходимо увеличивать. Без государственной поддержки железнодорожному пассажирскому комплексу грозит деградация. В результате значительно снизится транспортная мобильность населения, которая прямо влияет на экономическую активность россиян. Показатель мобильности, например, у США превышает 10 тыс. км в год только на железнодорожном транспорте, у нас едва достигает 7 тыс. км по всем видам транспорта. Все это негативно отражается на экономических показателях развития страны.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Финансы"

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
В Минобороны сообщили о сбитом над Белгородской областью беспилотнике Политика, 22:59
Пассажир вертолета Раиси выходил на связь и жаловался на самочувствие Политика, 22:52
Лавров прибыл в Астану для участия в совете глав МИД ШОС Политика, 22:52
В Иране заявили об установлении местоположения вертолета Раиси Политика, 22:27
Полицейских в Дагестане заподозрили в краже нефтепродуктов Общество, 22:23
Турция направила в Иран 32 альпинистов на поиски вертолета Раиси Общество, 22:19
Видимость в районе жесткой посадки вертолета Раиси упала до 5 метров Политика, 22:18
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В суд поступила жалоба на продление ареста фигурантам дела о «Крокусе» Политика, 21:39
В Финляндии рассказали, когда можно «осторожно открыть» границу с Россией Политика, 21:34
В Красном Полумесяце опровергли обнаружение вертолета с Раиси Политика, 21:26
Актер театра «Поколение» Олег Зимин умер на 65-м году жизни Общество, 21:12
Россия выразила готовность помочь Ирану из-за аварии с вертолетом с Раиси Политика, 21:04
«Зенит» разгромил «Ахмат» благодаря пента-трику Кассьерры Спорт, 20:58
В Иране установили контакт с двумя пассажирами вертолета Раиси Политика, 20:57