Экономика РФ к 2007г. превысит уровень 1991г. по ВВП
Как отмечается в проекте программы, проведенные исследования по трем основным вариантам развития показывают возможность выхода экономики России на новый уровень экономического развития, что выражается как в количественном, так и качественном изменении облика экономики и социальной сферы.
Напомним, МЭРТ РФ в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008гг.) рассмотрел три основных сценария экономического развития: базовый, инвестиционно- и экспортно-ориентированный и инновационно-ориентированный.
Кроме того, по мнению специалистов МЭРТ, в наибольшей степени темпы роста ВВП в ближайшие годы зависят от реализации проектов в нефтегазовом секторе, ориентированных на увеличение экспорта топлива, хотя в перспективе их вклад в прирост ВВП должен снижаться. Потенциальный вклад данных проектов в рост ВВП может составлять до 0,6-0,8% роста ВВП в 2005-2015гг.
По оценке экспертов ведомства, основные риски связаны с угрозой поглощения этими проектами избыточных ресурсов, что обернется закреплением зависимости российской экономики от "трубы" и вытеснения инвестиций в энергосбережение и обрабатывающие сектора. "Проекты в топливном секторе можно рассматривать в качестве своеобразной "воздушной подушки" экономического роста, позволяющие избежать его резкого торможения", - подчеркивается в программе.
Транспортные инфраструктурные проекты, по мнению экспертов ведомства, являются второй по перспективности и макроэкономической значимости сферой после топливного сектора национальных проектов развития. При этом в качественном плане вклад данной отрасли в развитие экономики выше, чем у топливного сектора, так как она характеризуется более высокой инновационностью и наукоемкостью. Ее потенциальный вклад в рост ВВП оценивается как 0,1 процентного пункта роста в год в 2006-2010гг. "Если макроэкономический эффект нефтегазовых проектов на рубеже 2011-2015гг. будет снижаться, то макроэкономический вклад инфраструктурных проектов, напротив, возрастет - до 0,4-0,5 п.п. роста ВВП", - считают эксперты МЭРТ РФ.
В программе также отмечается, что в настоящее время проекты в сфере высоких технологий, НИОКР и программного обеспечения не могут сразу дать быстрого весомого вклада в рост ВВП в силу неразвитости этих сфер и наличия значительных институциональных барьеров. Потенциал вклада в ускорение ВВП наукоемкой продукции и "экономики знаний" на рубеже 2011-2015гг. сравняется с вкладом традиционных секторов и превысит вес нефти и газа (1,1-1,4 п.п.). Однако качественный вклад этой сферы значительно выше ее количественного эффекта.
В ближайшие годы, по мнению экспертов ведомства, повысится зависимость развития отраслей промышленности от внутреннего спроса. Тем не менее, существует высокий потенциал роста экспорта сырья (металлургия, химия, лесобумажный комплексы), на основе повышения степени его переработки он может составить как минимум около 80 млрд долл. к 2010г. против 40 млрд долл. в 2003г. "Успешная реструктуризация и развитие этих секторов позволят ослабить зависимость российской экономики от нефтегазового сектора и диверсифицировать структуру производства и экспорта", - подчеркивается в программе.
В целом потенциальный вклад рассматриваемых проектов в сфере топливного комплекса, инфраструктуры, высоких технологий, сельского хозяйства и жилищного строительства добавляет к базовой динамике ВВП в 2005-2015гг. в среднем около 2 п.п. в год.
Кроме того, стоит отметить, что правительство РФ в ближайшие годы ставит своей задачей перейти от разрозненных действий к целостной политике повышения национальной конкурентоспособности, которая позволит решить задачу ускорения роста, диверсификации экономики и формирования современных, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынке производств.
В настоящее время уровень конкурентоспособности российской экономики не соответствует ее макроэкономической динамике, научно-технологическому и образовательному потенциалу.
В программе приводится пример того, что, по оценке Мирового экономического форума (WEF), Россия занимает 56-е место по показателям макроэкономической динамики, тогда как по технологическому развитию и инновациям - 67-е, а по институционально-правовому режиму - 89-е. Как отмечают эксперты ведомства, "при всей субъективности этих оценок они отражают не только невысокий уровень доверия международных экспертов и бизнеса к российской экономике, но и реальное отставание нашего институционального и инновационного развития от макроэкономического роста, ведомого преимущественно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой". Россия вполне может занять после 2010г. по технологическо-инновационному развитию позицию не ниже 30-36-го места и по институциональным условиям - не ниже 40-45-го, что соответствует европейскому уровню, считают в МЭРТ РФ.
Как отмечается в программе, ведущим новым звеном политики повышения конкурентоспособности и структурных преобразований является реализация системы стратегий развития ряда ведущих секторов экономики и создание территориально-производственных "кластеров" (в том числе и путем использования режима особых экономических зон) на основе механизмов частно-государственного партнерства.
Повышение национальной конкурентоспособности является результатом всего комплекса экономических и правовых институциональных преобразований и действия внутренних сил конкуренции. Одновременно это и самостоятельное направление государственной политики, включающее в себя регулирование отдельных секторов экономики мерами налоговой, таможенной политики, правовых норм и актов, предоставления кредитной и бюджетной поддержки.