RWE вновь начала борьбу за снижение цены на российский газ
Компания отмечает, что хочет "полностью убрать индексацию контрактной цены на газ в зависимости от цен на нефть".
В RWE напомнили, что благодаря июньскому решению арбитражного суда по ценовому спору с Газпромом "финансовое бремя, обусловленное контрактом с Газпромом, значительно уменьшилось".
"Однако условия закупок продолжают частично зависеть от ситуации на нефтяном рынке. Мы инициировали новый пересмотр цены, чтобы полностью отменить нефтяную привязку, которая ставит нас в невыгодное положение", - указала немецкая компания.
Напомним, в конце июня 2013г. Венский арбитраж поддержал RWE в давнем ценовом споре с российским Газпромом. По интерпретации немецкой компании, суд "в значительной мере" удовлетворил ее иск. Арбитраж постановил, что Газпром должен выплатить RWE компенсацию за газ, поставленный ее чешской "дочке" RWE Transgas с мая 2010г. по старой ценовой формуле, на изменении которой настаивала немецкая компания.
В сентябре 2013г. в Газпроме сообщали, что монополия вернула RWE 1,5 млрд долл. авансовых платежей, внесенных немецкой компанией за российский газ за период с мая 2010г. по май 2013г.
Кроме того, арбитражный суд поддержал требование RWE пересмотреть контрактную формулу цены с учетом рыночной ситуации, актуальной на май 2010г., когда RWE запросила пересмотр ценовых условий. Суд постановил, что контрактная формула цены должна быть дополнена механизмом индексации в соответствии с рыночными условиями.
Газпром сообщал, что цена на газ в контракте с RWE по решению арбитража была изменена не так, как требовала немецкая компания.
"Арбитраж отказал в удовлетворении большей части исковых требований. В результате формула цены была некоторым образом изменена, но далеко не так, как того требовала RWE", - указывали в "Газпром экспорте" после объявления вердикта.
Газпром в коммерческих отношениях с европейскими импортерами газа исторически придерживается модели ценообразования с привязкой контрактной цены к стоимости нефти. Эта модель, известная как "гронингенская", появилась еще 1970-е гг., когда Нидерланды начали экспортировать газ с месторождения Гронинген (тогда газ стал активно вытеснять жидкое топливо из электрогенерации). В основе модели лежит привязка цены газа к стоимости его замещения, то есть альтернативных для потребителя энергоносителей. В их роли могут выступать нефтепродукты (чаще всего это дизтопливо и мазут), нефть, уголь, а также электроэнергия и биржевые котировки газа. В существующей формуле Газпром использует привязку к нефтепродуктовой корзине, причем с временным лагом, составляющим от шести до девяти месяцев.
В последние годы европейские клиенты Газпрома активно выступают за пересмотр контрактов с российской монополией в сторону большей роли спотовых котировок. Импортеры жалуются, что несут убытки по этим контрактам, поскольку вынуждены закупать газ по ценам, коррелирующим с высокими ценами на нефть, а продают его конечным потребителям намного дешевле.