Большинство посетителей РБК против реформы энергетики
Посетители сайта отвечали на главный вопрос реформы: «Как скажется на российской экономике ликвидация единой энергосистемы, которая произойдет в результате реформы энергетики?». В опросе приняли участие почти 6000 респондентов. Это серьезный показатель даже для авторитетных исследовательских агентств. Активность респондентов можно объяснить интересом россиян к будущему энергетики, возросшему после заявлений Михаила Фрадкова о том, что до конца года выделения Оптовых генерирующих компаний (т.е. фактического дробления РАО) не будет.
Это заявление серьезно ударило как по самой реформе энергетики, так и по менеджменту РАО «ЕЭС». Ведь даже накануне решения Фрадкова по ОГК ни Чубайс, ни его замы не скрывали, что почти не сомневаются: премьер даст добро на приватизацию генкомпаний. Однако излишние «приватизационные» наклонности премьеру оказались чужды. Глава кабинета предпочел взять еще полугодичную паузу, чтобы решить вопрос не только с ОГК, но и соответствием текущих преобразований в отрасли тем планам, которые принимало год назад правительство. А это означает серьезный удар по политическим акциям руководства РАО. Ведь критика реформы в последнее время достигла апогея, и в отсутствие поддержки Фрадкова, приватизировать отрасль вряд ли получится. Тем более, ряд экспертов вообще усомнились в целесообразности такого шага. Главные доводы –возможный непредсказуемый рост тарифов после либерализации рынка и невозможность сохранения генкомпаний в собственности у российских акционеров.
«Проект РАО «ЕЭС России» о создании 10 ОГК - неэффективен», - говорит замдиректора ФГУП "Институт микроэкономики" Анатолий Кузовкин. «Его самый большой недостаток в том, что в результате ОГК будет иметь неравные стартовые условия на рынке. По сути, сегодня все ОГК стоят перед дилеммой: либо они – первые кандидаты на банкротство, либо тариф на оптовом рынке возрастет на 50%. И тогда некоторые из потребителей станут банкротами», - считает Кузовкин.
По его мнению, главный недостаток реформы – это то, что она идет по плану РАО. «Так не делалось нигде в мире. Во всех цивилизованных странах в такой ситуации реформированием энергосистемы занималось, в первую очередь, государство», - говорит Анатолий Кузовкин. По его словам, в ход реформы нужно вносить коррективы. «Системный оператор и ФСК должны быть выделены из РАО, и находиться под госконтролем государства. Нужно также обеспечить сохранение вертикально-интегрированных АО-энерго», - полагает Кузовкин.
Результат опроса, проведенного РБК, показывает, что общественное мнение по вопросу разделения единой энергосистемы у читателей сформировалось отрицательное. Такую позицию по поводу разделения единой энергосистемы высказали более половины – 55% опрошенных. Еще 26% затруднились ответить на этот вопрос. А положительную оценку перспективе ликвидации единой энергосистемы дали лишь 19% респондентов.
Сегодня РАО «ЕЭС России» - госмонополист, более половины акций этой компании находятся у государства. А значит, и реформа этой отрасли затрагивает интересы каждого россиянина и подобное «волеизъявление» должно играть не последнюю роль в ходе преобразований.