В целом расходы на федеральные целевые программы не могут быть выше уровня, определенного при сокращении бюджета 2015–2017 в марте-апреле этого года, следует из письма. В целом секвестр 2015 года не превысил 2%. Тогда в Минфине обещали основное сокращение расходов перенести на 2016–2017 годы, причем в наиболее жесткой форме — в 2017 году, поскольку в 2016 году министерство согласно потратить из Резервного фонда на расходы 1,16 трлн руб.
По тем ФЦП, которые находятся в завершающей стадии и по которым идет недофинансирование в 2015 году, в 2016 году средства восполняться не будут. Это же правило предлагается распространить на бюджетные расходы по отдельным мероприятиям, завершающимся в этом году и уже сокращенным.
Отдельное ограничение для роста расходов — ведомствам не разрешено самостоятельно индексировать свои расходы на уровень инфляции. Индексация «будет осуществляться Минфином самостоятельно», говорится в документе.
Для расходов в валюте предлагается ориентироваться на одобренный правительством макропрогноз — в 2016 году это 56,8 руб./долл., в 2017 году — 54,5 руб./долл. и в 2018 году — 53,2 руб./долл.
Отдельно Минфин установил уровень Федерального дорожного фонда: 627,8 млрд руб. на 2016 год, 666,3 млрд руб. в 2017 году и 715,3 млрд руб. в 2018 году. Это единственные расходы, которые Минфин пока указал в письме в реальном выражении.
Социальная экономия
Чиновники социального блока правительства подтверждают, что Минфин настроен на жесткую экономию расходов бюджета 2016 года. «Минфин очень странно режет бюджетные лимиты, которые будут доведены на 2016 год, судя по первым прикидкам, гораздо в большей степени, чем мы ожидали, основываясь на действующем бюджете на 2015 год и плановом периоде до 2017 года», — сказал РБК высокопоставленный источник в соцблоке.
Другой высокопоставленный источник в соцблоке увязывает позицию Минфина с решением по накопительной части пенсий. «А где, вы думаете, ему еще взять деньги [на дополнительный трансферт Пенсионному фонду в связи с окончанием моратория на перечисление пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды]», — скептичен он. Чиновники Минфина ранее говорили, что бюджет на плановый период 2016–2017 годов был сверстан с учетом трансферта.
Мешает бюджетное правило
Минфин решил самостоятельно увеличивать объем бюджетных средств с учетом инфляции, и это продиктовано тем, что министерство хочет сократить число «автоматических решений» по увеличению расходов, полагает руководитель направления «фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Судя по тому, что инфляция довольно существенная, на индексацию должен был бы пойти огромный объем средств. Минфин пытается обосновать снижение расходов, которые вынуждены делать в правительстве в 2016–2018 годах», — рассуждает она.
«Бюджет по расходам рассчитывается исходя из бюджетного правила. К сожалению, без серьезной корректировки правила очень трудно будет обосновать снижение расходов, потому что базовая цена на нефть в рублевом выражении довольно высокая. Получается, что расходы должны оставаться высокими. Минфин подготавливает почву для того, чтобы изменить это правило и дать себе большую свободу для маневра внутри уже принятых обязательств — с учетом индексации», — полагает Суслина.
В декабре в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин поручил в ближайшие три года сокращать неэффективные бюджетные расходы ежегодно не менее чем на 5% в реальном выражении от общих расходов. Такое сокращение в ближайшие три года Суслина считает «вполне реалистичным». «Но это большой трудный политический процесс и срежут то, что легче всего срезать, — инвестиции», — не исключает она.
Авторы
Петр Нетреба, Дмитрий Коптюбенко, Яна Милюкова