Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Рост на китайских удобрениях: мировой автопром встает с колен

Мировой автопром, похоже, в этом году приступил к процессу "вставания с колен", на которых он оказался благодаря кризису. После череды неурядиц, подкосивших авторынки по всему миру, производство и продажа четырехколесных средств передвижения снова становится прибыльным делом.
Рост на китайских удобрениях: мировой автопром встает с колен

Итоги I квартала 2010г. свидетельствуют о том, что "зеленые ростки" на рынке, пробивавшиеся с конца прошлого года, заколосились для автоконцернов густыми миллиардами прибылей, по которым в отрасли так скучали с 2008г. Эти процессы наблюдаются с начала года во всем мире.

Возвращение к прибыли

Ведущие мировые автоконцерны с начала года явно вздохнули с облегчением. Государственные антикризисные меры по поддержке авторынков в разных странах мира наконец дали свои плоды, позволив если не заработать, то в разы сократить убытки автопроизводителям.

Так, американский Ford в январе-марте 2010г. заработал 2,1 млрд долл. против убытков годом ранее. Его более крупный конкурент General Motors пока не представил своих финансовых результатов. Однако если судить по росту проданных автомобилей в среднем на 20% в последние месяцы, есть надежды на улучшение и его финансовой ситуации.

Неплохо себя ощущают автозаводы Германии и Франции. Daimler и BMW завершили квартал с прибылью в 612 млн евро и 324 млн евро соответственно, хотя еще год назад обе компании работали в убыток. Немецкий Volkswagen увеличил прибыль вдвое - до 473 млн евро. Французские автоконцерны полные отчеты пока не представили, зато их выручка растет: по итогам I квартала и Renault, и PSA Peugeot Citroen нарастили ее на 28% каждый.

Лидер мирового автопрома японская Toyota в январе-марте 2010г. нарастила выпуск машин на 66%, а ее прибыль составила 1,2 млрд долл. Ее более мелкий конкурент Mazda сумел выйти из убытков, увеличив производство машин вдвое и заработав 105 млн долл. Вернулась к прибыли и Honda, заработав 772 млн долл. при росте продаж на 28%.

Ставка на дракона

Не будет большим преувеличением сказать, что мировую автопромышленность спас, по сути, Китай. Эффективная программа господдержки сделала свое "черное дело", и авторынок Поднебесной уверенно обошел на повороте кризиса рынок американский, добившись звания крупнейшего в мире. Сейчас в КНР ежемесячно реализуется более 1,5 млн автомобилей, а рост продаж составляет десятки процентов в месяц. С начала года объем китайского авторынка вырос на 61% - до 6,17 млн проданных машин.

На этом фоне подавляющее большинство мировых автоконцернов скорректировали в лучшую сторону свои прогнозы по прибыли и сообщили о планах нарастить производство. Руководители автогигантов не скрывают: ставка делается на рынок Поднебесной, поскольку он растет быстрее всего. О том, что программа госстимулирования может закончиться, рост не бесконечен даже для Китая, а риск перенасыщения никто не отменял, автоконцерны предпочитают пока не думать.

Другие рынки

Впрочем, не забывают автоконцерны и бывшего лидера - рынок США, который тоже постепенно выходит из кризиса и все еще остается вторым по величине в мире. Тем не менее осторожность прогнозов на его счет понятна: по итогам 2009г. продажи автомобилей в Штатах упали до 27-летнего минимума, и пока не ясно, когда же американский рынок вернется к докризисным оборотам. Кроме того, власти США понемногу сокращают госстимулирование экономики, что тоже может притормозить в какой-то момент американские автопродажи.

Медленно, но верно оправляется от кризисного шока авторынок Европы. По итогам I квартала 2010г. продажи автомобилей в ЕС выросли на 9,2% - до 3,67 млн машин.

Объемы рынка удается поддерживать и в Японии: по итогам финансового года он вырос на 9,9%, а в марте 2010г. продажи легковых автомобилей подскочили сразу на 71% - до 945 тыс. автомобилей. Однако едва ли тут стоит обольщаться: взрывной рост зиждется на крайне низкой сравнительной базе прошлого года и поддержан опять же госстимулированием японского авторынка.

На игле госстимулирования

Пока мировой авторынок растет в основном на государственных программах. В США еще в острой фазе кризиса была запущена программа cash for clunckers (деньги за автохлам), поддерживавшая автопродажи. Аналогичная стимулирующая программа действовала до осени прошлого года в Германии и действует до сих пор в ряде других стран Европы. Как уже упоминалось выше, поддерживают свои авторынки и Япония и, конечно же, Китай.

Однако пока рост мировой экономики неустойчив, а внутренний спрос на товары длительного пользования весьма шаток. Что бывает, когда авторынок отключают от "аппарата искусственного дыхания", хорошо видно на примере Германии. Поначалу там все шло хорошо: в разгар кризиса продажи росли или держались на прежнем, докризисном уровне. Но как только закончились госсубсидии на покупку новых автомобилей, рынок рухнул. Падение продолжается и поныне: в I квартале 2010г. продажи на немецком авторынке упали на 23%.

Что будет, когда стимулирующие программы закончатся по всему миру (и в первую очередь в Китае), не знает пока никто. Все надеются, что к тому времени потребительский спрос на автомобили в мире восстановится. В противном случае авторынки вернутся к скоростному спуску и стагнации, о которых сейчас все стараются не вспоминать.

Александр Гаспарян, РБК

Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней


 

.

Лента новостей
Курс евро на 9 мая
EUR ЦБ: 98,95 (+0,64)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Курс доллара на 9 мая
USD ЦБ: 91,82 (+0,7)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
В Харькове произошли взрывы Политика, 00:40
Джокович получил удар бутылкой по голове на «Мастерсе» в Риме Спорт, 00:19
Путин наградил орденом Дружбы молдавского депутата Марину Таубер Политика, 00:12
В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность Политика, 00:03
Ученые предупредили о начале мощнейшей за 20 лет магнитной бури Общество, 10 мая, 23:49
Путин ввел новое звание «Заслуженный работник избирательной системы РФ» Политика, 10 мая, 23:47
В поселке в Белгородской области взорвался беспилотник Политика, 10 мая, 23:35
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Число погибших из-за атаки на нефтебазу в Ровеньках выросло до трех Политика, 10 мая, 23:15
Сбежавший польский судья вместо секретного документа выложил фото Туска Политика, 10 мая, 22:49
Пасечник сообщил об «объятой огнем» нефтебазе после атаки ВСУ Политика, 10 мая, 22:44
В Курской области сбили беспилотник Политика, 10 мая, 22:33
Reuters назвал сроки прибытия первых F-16 на Украину Политика, 10 мая, 22:17
В трех областях предупредили об опасности атаки беспилотников Политика, 10 мая, 21:58
Троих дагестанцев наградят за спасение пассажиров автобуса в Петербурге Общество, 10 мая, 21:44