Перейти к основному контенту
Экономика⁠,
0

Рост на китайских удобрениях: мировой автопром встает с колен

Мировой автопром, похоже, в этом году приступил к процессу "вставания с колен", на которых он оказался благодаря кризису. После череды неурядиц, подкосивших авторынки по всему миру, производство и продажа четырехколесных средств передвижения снова становится прибыльным делом.
Рост на китайских удобрениях: мировой автопром встает с колен

Итоги I квартала 2010г. свидетельствуют о том, что "зеленые ростки" на рынке, пробивавшиеся с конца прошлого года, заколосились для автоконцернов густыми миллиардами прибылей, по которым в отрасли так скучали с 2008г. Эти процессы наблюдаются с начала года во всем мире.

Возвращение к прибыли

Ведущие мировые автоконцерны с начала года явно вздохнули с облегчением. Государственные антикризисные меры по поддержке авторынков в разных странах мира наконец дали свои плоды, позволив если не заработать, то в разы сократить убытки автопроизводителям.

Так, американский Ford в январе-марте 2010г. заработал 2,1 млрд долл. против убытков годом ранее. Его более крупный конкурент General Motors пока не представил своих финансовых результатов. Однако если судить по росту проданных автомобилей в среднем на 20% в последние месяцы, есть надежды на улучшение и его финансовой ситуации.

Неплохо себя ощущают автозаводы Германии и Франции. Daimler и BMW завершили квартал с прибылью в 612 млн евро и 324 млн евро соответственно, хотя еще год назад обе компании работали в убыток. Немецкий Volkswagen увеличил прибыль вдвое - до 473 млн евро. Французские автоконцерны полные отчеты пока не представили, зато их выручка растет: по итогам I квартала и Renault, и PSA Peugeot Citroen нарастили ее на 28% каждый.

Лидер мирового автопрома японская Toyota в январе-марте 2010г. нарастила выпуск машин на 66%, а ее прибыль составила 1,2 млрд долл. Ее более мелкий конкурент Mazda сумел выйти из убытков, увеличив производство машин вдвое и заработав 105 млн долл. Вернулась к прибыли и Honda, заработав 772 млн долл. при росте продаж на 28%.

Ставка на дракона

Не будет большим преувеличением сказать, что мировую автопромышленность спас, по сути, Китай. Эффективная программа господдержки сделала свое "черное дело", и авторынок Поднебесной уверенно обошел на повороте кризиса рынок американский, добившись звания крупнейшего в мире. Сейчас в КНР ежемесячно реализуется более 1,5 млн автомобилей, а рост продаж составляет десятки процентов в месяц. С начала года объем китайского авторынка вырос на 61% - до 6,17 млн проданных машин.

На этом фоне подавляющее большинство мировых автоконцернов скорректировали в лучшую сторону свои прогнозы по прибыли и сообщили о планах нарастить производство. Руководители автогигантов не скрывают: ставка делается на рынок Поднебесной, поскольку он растет быстрее всего. О том, что программа госстимулирования может закончиться, рост не бесконечен даже для Китая, а риск перенасыщения никто не отменял, автоконцерны предпочитают пока не думать.

Другие рынки

Впрочем, не забывают автоконцерны и бывшего лидера - рынок США, который тоже постепенно выходит из кризиса и все еще остается вторым по величине в мире. Тем не менее осторожность прогнозов на его счет понятна: по итогам 2009г. продажи автомобилей в Штатах упали до 27-летнего минимума, и пока не ясно, когда же американский рынок вернется к докризисным оборотам. Кроме того, власти США понемногу сокращают госстимулирование экономики, что тоже может притормозить в какой-то момент американские автопродажи.

Медленно, но верно оправляется от кризисного шока авторынок Европы. По итогам I квартала 2010г. продажи автомобилей в ЕС выросли на 9,2% - до 3,67 млн машин.

Объемы рынка удается поддерживать и в Японии: по итогам финансового года он вырос на 9,9%, а в марте 2010г. продажи легковых автомобилей подскочили сразу на 71% - до 945 тыс. автомобилей. Однако едва ли тут стоит обольщаться: взрывной рост зиждется на крайне низкой сравнительной базе прошлого года и поддержан опять же госстимулированием японского авторынка.

На игле госстимулирования

Пока мировой авторынок растет в основном на государственных программах. В США еще в острой фазе кризиса была запущена программа cash for clunckers (деньги за автохлам), поддерживавшая автопродажи. Аналогичная стимулирующая программа действовала до осени прошлого года в Германии и действует до сих пор в ряде других стран Европы. Как уже упоминалось выше, поддерживают свои авторынки и Япония и, конечно же, Китай.

Однако пока рост мировой экономики неустойчив, а внутренний спрос на товары длительного пользования весьма шаток. Что бывает, когда авторынок отключают от "аппарата искусственного дыхания", хорошо видно на примере Германии. Поначалу там все шло хорошо: в разгар кризиса продажи росли или держались на прежнем, докризисном уровне. Но как только закончились госсубсидии на покупку новых автомобилей, рынок рухнул. Падение продолжается и поныне: в I квартале 2010г. продажи на немецком авторынке упали на 23%.

Что будет, когда стимулирующие программы закончатся по всему миру (и в первую очередь в Китае), не знает пока никто. Все надеются, что к тому времени потребительский спрос на автомобили в мире восстановится. В противном случае авторынки вернутся к скоростному спуску и стагнации, о которых сейчас все стараются не вспоминать.

Александр Гаспарян, РБК

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 16:02
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 16:02
Ученые раскрыли, как извержение вулканов привело к эпидемии чумы в Европе Общество, 16:17
Кадыров связал ночные взрывы на Украине с атакой беспилотников в Грозном Политика, 16:04
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
«Ростов» впервые с 2023 года победил «Рубин» в матче РПЛ Спорт, 15:57
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51
В Европе раскрыли плохой и очень плохой варианты из-за Трампа и Украины Политика, 15:50
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
В Швеции заявили, что регулярно замечают российские подлодки в Балтике Политика, 15:34
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27
На Запорожской АЭС восстановили внешнее питание по линии «Днепровская» Политика, 15:21
В Горловке при обстреле погибла женщина, ранены еще двое Политика, 15:18
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Фигурист с русскими корнями выиграл финал Гран-при с мировым рекордом Спорт, 15:03