S&P: Ющенко будет непросто изменить госмашину, созданную при Кучме
Как отмечается в пресс-релизе агентства, новому главе государства, принимающему парламент и специфическую государственную машину, сформировавшуюся и отлаженную при бывшем президенте Леониде Кучме, предстоит приложить огромные усилия для борьбы с коррупцией и отстранения влиятельных экономических кланов.
В течение многих лет действия заинтересованных кругов и широко распространенная практика политического патронажа сдерживали политические и экономические реформы на Украине, и покончить с этими явлениями будет нелегко, считает S&P.
Повышение кредитоспособности Украины будет зависеть от политики вновь избранного правительства и эффективности процесса управления. В целом, политический кризис в стране показал, отмечает S&P, что украинское общество разделено по нескольким признакам - этническому, религиозному и политическому. Важнейшее значение для успешной деятельности нового правительство будет иметь выбранный им метод решения проблемы конфронтации и противоречий внутри нации, учитывая, что в восточных районах страны большинство избирателей проголосовало против избранного президента. Тот факт, что на следующий день после своей инаугурации В. Ющенко отправился с визитом в Москву, свидетельствует о значимости поддержания отношений с Россией и о необходимости осторожного подхода к этому вопросу.
Кроме того, впереди у нового главы государства проблема изменения Конституции, предполагающая ограничение ныне широких полномочий президента (это предстоит сделать начиная с 1 сентября 2005 г. и не позднее января 2006г.), а также парламентские выборы, намеченные на март 2006г. В соответствии с предполагаемым изменением, украинское правительство станет в большей степени подотчетным парламентскому большинству, нежели президенту страны. Таким образом, парламентские выборы 2006г. приобретают решающее значение для будущего Украины.
Standard & Poor's отмечает, что неизменно рассматривало слабую институциональную среду Украины как один из основных факторов, сдерживающих уровень рейтинга. Серьезными ограничительными факторами являются также трудности, связанные с реструктуризацией промышленности, недостатки в сфере корпоративного управления и слабая платежная культура во всех звеньях экономики. Хотя бы частичное решение этих проблем - одна из важнейших задач, стоящих перед нынешним руководством страны.
Для повышения кредитоспособности Украины в ближайшем будущем важное значение имеют своевременные и адекватные политические шаги по обеспечению стабильности в кредитно-денежной и бюджетной сферах. Новая администрация унаследовала "перегретую" экономику с растущими инфляцией и дефицитом государственного бюджета. Так, к концу 2004г. инфляция превысила 12%, в то время как в декабре 2003г. она составляла 8%, а в среднем в 2003г. - 5,2%.
Росту инфляции в прошлом году немало способствовали динамика предложения товаров и высокие цены на нефть, но также и действия Национального банка Украины и правительства. Значительные интервенции, проводимые НБУ на валютном рынке в целях предотвращения повышения курса гривны, вызвали приток излишней ликвидности в банковскую систему. Политический кризис в ноябре 2004г. - январе 2005г. обострил инфляционные ожидания, тем более что бывшее правительство пыталось сдержать рост цен накануне выборов путем "замораживания" административных цен, а также увеличивало расходы. Для того, чтобы инфляционные ожидания пошли на убыль, потребуется время (впрочем, инфляция замедляется: в январе она составляла менее 2%, тогда как 2,4% в декабре).
Кроме того, качество консолидированного бюджета на этот год оставляет желать лучшего, поскольку его утверждение проводилось в самый разгар политического кризиса. В связи с этим ожидается, что новое правительство в марте 2005г. внесет в бюджет ряд существенных корректировок. В частности, предстоит исправить ошибки, сделанные предыдущим правительством, допустившим в предвыборный период бюджетные расходы, которые Украина с трудом может себе позволить.
Говоря о будущем, S&P предполагает, что безотлагательное проведение политических и экономических преобразований в сочетании с решительными мерами по корректировке бюджета, а также увеличение притока иностранных инвестиций, создадут предпосылки для изменения прогноза по рейтингу на более благоприятный.
В дальнейшем кредитоспособность Украины будет зависеть от продвижения необходимых реформ, в частности реформ, укрепляющих политическую и правовую системы, которые позволили бы повысить платежную культуру в экономике.