Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Захарова ответила на слова генерала НАТО о России как противнике Политика, 18:06 Льюис Хэмилтон выиграл 97-ю квалификацию в «Формуле-1» Спорт, 17:56 Ученица Тутберидзе выиграла короткую программу на этапе Кубка России Спорт, 17:55 Минсельхоз ответил на сообщения о росте цен на макароны Общество, 17:54 Дорога зовет: три идеи быстрого путешествия РБК и TAG Heuer, 17:48 Кличко сообщил о подкравшемся в самый неподходящий момент коронавирусе Общество, 17:43 Американцам в Белоруссии посоветовали запастись едой и деньгами Политика, 17:31 Макгрегор спрогнозировал результат боя между Нурмагомедовым и Гэтжи Спорт, 17:13 РБК Pro: «Написала бизнес-модель за 15 минут» — глава YouTube Pro, 16:57 В Баку заявили о сбитом самолете ВВС Армении Политика, 16:55 Жизненный цикл атомного ледокола от рождения до старости «РБК Стиль» и «Росатом», 16:53 ЦСКА сообщил о сокращении квоты болельщиков на футбольные матчи Спорт, 16:26 Посольство сообщило о похоронах убитого в Гяндже российского подростка Политика, 16:16 Телекинез и антропономика: дайджест футурологии Футурология, 16:00 
Доходы чиновников ,  
0 

За нарушения при срыве оборонного заказа будет грозить национализация

Участие в госзакупках может стать рискованным бизнесом. Правительство предлагает национализировать имущество сорвавших контракты поставщиков по гособоронзаказу, а депутат – сажать на 12 лет расхитителей госсредств
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Родина потребует имущество

По данным Минобороны, в 2012 году поставщики сорвали 71 контракт в области оборонзаказа, в 2013 году – 34 контракта, в 2014 году – 47. За это время Минобороны направило поставщикам в общей сложности 4849 претензий на 161,2 млрд руб. (годовой объем гособоронзаказа составляет около 2 трлн руб.). Такие данные приводятся в пояснительной записке к законопроекту Минэкономразвития «О защите прав юридических лиц при обращении в федеральную собственность для нужд РФ отдельных видов имущества» (копии документов есть у РБК).

Законопроект, разработанный в рамках поручений президента и правительства от января 2014 года, описывает процедуру национализации имущества компаний, которые не выполнили условия контрактов по оборонзаказу. Под определение такого имущества подпадают недвижимость и оборудование, которое непосредственное используется для производства или ремонта вооружения или производства продукции, «необходимой для обеспечения обороноспособности и безопасности России».

Сейчас основания для изъятия у собственника земельного участка для государственных и муниципальных нужд установлены в Земельном кодексе, кроме того, земли и недвижимость изымались для размещения объектов, необходимых для проведения Олимпиады Сочи, говорит представитель Минэкономразвития.

Сама процедура описывается так: уполномоченное ведомство будет ходатайствовать в правительство об обращении имущества в госсобственность с обоснованием. Таковым будет являться «неисполнение или ненадлежащее исполнения поставок». На принятие окончательного решения законопроект отводит 10 дней.

Разработчики обещают проводить национализацию только после «предварительного и равноценного возмещения его рыночной стоимости и убытков», отчет о его оценке можно будет оспорить в суде. "Принятию такого решения должна предшествовать работа между правительством, Минобороны, МВД, ФСБ, другими ведомствами силового блока и Росимуществом", - поясняет представитель Минэкономразвития. Если с собственником не удастся договориться, чиновники смогут обратиться в суд через три месяца после вручения владельцу проекта соглашения.

«Реализация проекта позволит существенно сократить общее количество неисполняемых контрактов и объем потерь из бюджета», – говорится в пояснительной записке. Заказчики продукции для обороны и безопасности сталкиваются с проблемами неисполнения госконтрактов на поставку, а взыскание убытков с исполнителя происходит по истечении большого промежутка времени, при этом приходится вновь заключать контракт на производство оборонной продукции и одновременно взыскивать убытки с прежнего исполнителя, отмечает представитель Минэкономразвития. "Выпуск продукции оборонными предприятиями представляет для государства стратегический интерес, Россия должна иметь определенные гарантии на случай неисполнения обязательств. (Сейчас) таких гарантий недостаточно", - говорит он.

Принятие законопроекта может привести к необоснованному ущемлению прав компаний, считает президент РСПП Александр Шохин (копия его письма в Минэкономразвития есть у РБК). Документ предполагает национализацию имущества любой компании, прямо или косвенно участвующей в выполнении оборонного заказа, даже при отсутствии его вины в срыве поставок, поясняет он.

«Действующее законодательство не содержит определения оборонно-промышленного сектора, а исполнителем может быть признан любой подрядчик, субподрядчик или поставщик головного исполнителя», – говорится в письме. Минпромторг ведет реестр  компаний оборонно-промышленного комплекса, многие из них производят не только военную продукцию. Это такие компании, как КамАЗ, «Метровагонмаш», ОАО «ЛОМО», Калужский турбинный завод, перечисляет президент РСПП. Представители КамАЗа и «Трансмашхолдинга» (совладелец «Метровагонмаша») отказались от комментариев. Менеджер одной из компаний – крупного участника оборонзаказа обращает внимание, что крупные исполнители контрактов и так находятся в государственной собственности или имеют государство в той или иной форме в совладельцах.

Государство не потерпит воровства

Проблемами с исполнением гособоронзаказа обосновывается и другая инициатива в области госзакупок – председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла в Госдуму законопроект, ужесточающий ответственность для расхитителей средств при исполнении госконтрактов. В ее пояснительной записке цитируются слова президента из декабрьского послания Федеральному собранию: «Как прямой удар по национальной безопасности надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ и работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма».

Инициатива Яровой, впрочем, распространяется не только на оборонный заказ. Она предлагает установить​ специальное наказание за хищение бюджетных средств для исполнителей государственных и муниципальных контрактов, дополнив Уголовный кодекс новой статьей 164.1, согласно которой чиновников, исполнителей и соисполнителей госзаказов, участвовавших в хищении государственных денег или имущества, будут наказывать штрафом до 1 млн руб. с лишением права занимать свои должности на срок до пяти лет; пятилетними принудительными работами или тюремным сроком до шести лет.

Наказание для высших чиновников, уличенных в хищении бюджетных средств на госзаказах, будет жестче: от пяти до 12 лет лишения свободы со штрафом в 1–3 млн руб. и запретом занимать определенные судом должности на срок до десяти лет. Такие же санкции предусмотрены за хищения из бюджета группой лиц по предварительному сговору и за хищения в крупном размере. Крупным Яровая предлагает считать хищение на сумму от 1 млн руб.; особо крупным – от 6 млн руб. К хищению в особо крупном размере депутат предлагает приравнять любые хищения при исполнении контрактов по гособоронзаказу. Участникам преступлений, квалифицированных таким образом, будет грозить от семи до 12 лет колонии со штрафом в 3–5 млн руб.

Сейчас хищение денежных средств может проходить по трем основным статьям УК: мошенничество – ст. 159 УК (до десяти лет лишения свободы, штраф – до 1 млн руб.), присвоение или растрата – ст. 160 УК (до десяти лет лишения свободы, штраф – до 1 млн руб.) или нецелевое расходование бюджетных средств – ст. 285.1 ст. УК (до пяти лет лишения свободы), объясняет партнер юрфирмы ЮСТ Александр Боломатов.

Законопроект, вводивший ответственность за хищение бюджетных средств, Яровая вносила в Думу в июне 2013 года, но в октябре того же года отозвала. Тот документ предусматривал введение специального перечня коррупционных преступлений из 46 составов, а также предлагал проверку расходов чиновников в случае возбуждения в их отношении уголовных дел по статьям из коррупционного перечня. Проект был отозван по инициативе автора, следует из документов с сайта палаты. Яровая учла замечания правительства на свою предыдущую инициативу, говорится в пояснительной записке к новому законопроекту.

Инициатива Яровой не находит поддержки в профильном комитете Госдумы по законодательству. «Такие предложения разрушают принципы уголовного права, неважно, откуда похищены деньги и каким способом. По Конституции все формы собственности защищаются равным образом. Пусть еще предложат отдельную статью за хищение космических аппаратов», – сказал РБК собеседник в комитете. Яровая не предупреждала комитет о намерении внести этот законопроект, уточнил он.

Адвокат Эдуард Исецкий считает инициативу депутата «возвратом к советскому прошлому, когда у нас были отдельные статьи за хищение госсобственности». По Конституции в равной мере защищается любая собственность – частная, муниципальная, государственная, так что данная законодательная инициатива противоречит этому принципу, уверен Исецкий. «В последнее время очень много было информации о расхищении госсредств, чиновники всегда оказываются рядом. В рамках того, что ведется какая-то борьба, появился этот законопроект, чтобы затем он обсуждался в СМИ», – рассуждает адвокат.

Представитель вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего в правительстве оборонно-промышленный комплекс, не стал комментировать инициативы Минэкономразвития и депутата.

При участии Марии Макутиной, Дарьи Цой и Дмитрия Коптюбенко