Лента новостей
США сообщили о решении оставить в Сирии «миротворческий контингент» Политика, 05:12 В Минпросвещения ответили на замечания о формировании перечня учебников Общество, 04:38 В составе ВДВ появится новая дивизия Общество, 04:12 Порошенко назвал Малевича «великим художником украинского авангарда» Общество, 04:04 В Крыму назвали дату проезда первого пассажирского поезда по мосту Общество, 03:34 Захарова исключила новые провокации в Керченском проливе Общество, 02:58 Приехавшая с гробом к правительству женщина отказалась от помощи властей Общество, 02:19 Запуск спутников OneWeb отложили из-за неполадок при полете с Байконура Технологии и медиа, 02:19 В Сирии нашли массовые захоронения тысяч жертв «Исламского государства» Общество, 02:00 Историк раскрыл содержание дневника Малиновского о поражениях в ВОВ Общество, 01:49 Движение на красной ветке метро Москвы восстановили после гибели человека Общество, 01:17 «Краснодар» выбил «Байер» из Лиги Европы Спорт, 01:03 Путин подписал указ о призыве запасников на военные сборы Общество, 00:59 Рогозин сообщил о передаче управления египетским спутником заказчику Технологии и медиа, 00:25
Экономика ,  
0 
Какие регионы нарастили свои долги в 2018 году
Долги регионов за 2018 год сократились почти на 5%, следует из данных Минфина и расчетов «Эксперт РА». Властям субъектов помогла правительственная программа реструктуризации бюджетных кредитов
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Объем долга российских регионов за 2018 год сократился на 4,7%, или 109,1 млрд руб., следует из данных Минфина и расчетов «Эксперт РА», проведенных по просьбе РБК.

По состоянию на 1 января 2019 года объем долга составил 2,2 трлн руб. В последний раз долги регионов были ниже этого уровня в 2014 году — 2,1 трлн руб. (по состоянию на 1 января 2015-го). После того как цены на нефть снизились, а экономика вошла в рецессию, долги регионов выросли до 2,3–2,4 трлн руб., а правительству пришлось разработать программу реструктуризации бюджетных кредитов (субъекты получают их от федерального центра под символические 0,1% годовых), позволяющую снизить задолженность регионов.

Долги начали сокращаться с 2017 года и продолжили в 2018-м, когда программа заработала.

У кого снижаются долги

«Основной фактор снижения долга субъектов — уменьшение долга по бюджетным кредитам: из 99,1 млрд руб. снижения прямого долга на снижение долга по бюджетным кредитам пришлось 70,4 млрд руб. В свою очередь, долг по банковским кредитам уменьшился на 30,9 млрд руб., а по государственным облигациям увеличился на 2,8 млрд руб. В целом коммерческий долг субъектов — облигации и банковские кредиты — снизился на 28,1 млрд руб.», — говорит младший директор отдела корпоративных и суверенных рейтингов «Эксперт РА» Александр Шураков.

Лидерами по снижению долга стали Кемеровская область (на 40,4%), Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа (на 39,8 и 38,2% соответственно), Иркутская область (на 33,9%) и Республика Коми (на 25,6%), отмечает Шураков. Снижение нагрузки было обеспечено ростом профицитов в бюджетах субъектов, который во многом объясняется подорожавшим сырьем: Кузбассу помог рост цен на уголь, а другим регионам — налоговых платежей от нефтяных компаний, объясняет эксперт (российская Urals за 2018 год подорожала на треть).

У кого растут долги

Наибольший прирост прямого долга показали Московская область (на 32,4%), Хабаровский край (на 19,3%) и Мордовия (на 13,1%), отмечает Шураков. Впрочем, для Подмосковья с его объемом бюджета этот долг не является значительным, так как дефицит у региона умеренный — 4,1% налоговых и неналоговых доходов.

«Существенная часть долга направлена на финансирование расходов капитального характера, а не на финансирование текущих расходов. Московская область достаточно эффективно управляет свободными остатками денежных средств, что позволяет бюджету области получать дополнительный доход и частично компенсировать расходы на обслуживание долга», — указывает Шураков.

Решающий год

С 2018 года в России действует программа реструктуризации бюджетных кредитов, позволяющая снизить задолженность регионов перед федеральным центром. В ней участвуют большинство регионов. По условиям программы, они должны были выплатить 5% от объема долга по бюджетным кредитам на начало прошлого года, такой же график запланирован и на 2019-й. Текущий год «станет определяющим» для многих регионов, отмечает Шураков: по соглашениям с Минфином России, рост налоговых и неналоговых доходов быстрее инфляции позволит им продлить срок реструктуризации с семи до 12 лет. Если у субъекта не получится это сделать, а профицит бюджета там будет недостаточным, то он может столкнуться с необходимостью привлекать новые коммерческие займы.

Именно роста коммерческой задолженности регионов опасаются российские власти. «Уже говорил об этом публично и с болью в сердце еще раз могу сказать уже в этом составе: есть примеры, когда некоторые регионы не спешат перекредитовываться, даже имея такую возможность, оставаясь в системе кредитных отношений с частными банками. Это вообще странно», — заявил президент Владимир Путин в конце 2017 года, перед полноценным стартом программы реструктуризации.

«Есть возможность перекредитоваться, уйти на низкий процент, получить государственное финансирование — нет, сидят до сих пор в коммерческих банках под большую процентную ставку. Кому даете заработать?» — спросил президент.