Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Бензин в России: повышение качества будет способствовать росту цены

Новый, 2013-й, год может стать годом перемен для российского рынка моторного топлива. С 1 января в России будет запрещен оборот бензина и дизельного топлива низкого экологического класса - "Евро-2".
Фото: РБК
Фото: РБК

Кроме того, 2013г. будет последним для оборота топлива класса "Евро-3". Также продолжит действовать система дифференцированных акцизов. И как следствие того, что качество топлива в РФ в целом должно повыситься, ждать снижения цен на нефтепродукты пока не приходится.

Пресловутый "Евро"

В год автомобилисты России потребляют около 35 млн т автомобильного бензина и примерно столько же дизельного топлива. Как подсчитали эксперты ИФК "Солид - товарные рынки", ежегодный прирост потребления автомобильного бензина составляет 3,5%, по дизелю - около 4%. И даже в кризисные годы спрос на моторное топливо в РФ не снижался, благодаря увеличению автомобильного парка за счет современных автомобилей.

Несмотря на то что автомобили в РФ становятся все более технологичными, внутренний рынок моторного топлива не успевает за техническим прогрессом. Например, Россия пока только на пути к переходу на экологический класс топлива "Евро-5", который регулирует содержание вредных примесей в выхлопных газах, в то время как Евросоюз с 2009г. сделал этот стандарт обязательным для всех легковых автомобилей. Планируется, что полный переход на "Евро-5" в России будет осуществлен только в 2016г.

Ограничить использование в РФ "Евро-2" должны были уже в этом году, однако нефтяники оказались к такому повороту событий не готовы и попросту не успели модернизировать свои мощности.

Теперь правительство настроено решительно. По словам вице-премьер Аркадия Дворковича, никаких отсрочек больше не планируется, несмотря на то что ряд ведомств выступает за смещение на более поздний срок. По расчету министра энергетики РФ Александра Новака, к 2015г. Россия сможет производить топливо "Евро-5" в размере до 38 млн т бензина (до июля 2012г. - 600 тыс. т) и 77 млн т дизельного топлива (вместо 11,9 млн т) в год. К 2020г. эти показатели вырастут до 50,9 и 101,2 млн т соответственно.

Длительные обязательства

Для обеспечения планов по модернизации в июле 2011г. между нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) были подписаны четырехсторонние договоры по масштабной модернизации НПЗ. Результатом предпринятых мер, по подсчетам Министерства энергетики РФ, должны стать значительные инвестиции в отрасль, которые в период с 2011г. по 2015г. должны достигнуть 1 трлн руб. При этом в 2012г. можно вести речь о сумме в 200 млрд руб., что больше, чем за 2008-2010гг. вместе взятые.

Планировалось, что в течение 2012г. компании должны ввести в эксплуатацию десять новых установок вторичной переработки общей мощностью 15,34 млн т и завершить реконструкцию еще десяти (13,7 млн т). Однако не все они укладываются в графики. Между тем отраслевые эксперты полагают, что глобально график перехода на более экологичные виды топлива в России меняться не будет. При этом, по расчетам властей, и угрозы дефицита топлива в РФ также возникнуть не должно.

Более того, по мнению директора энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Григория Выгона, если модернизация российских НПЗ произойдет в соответствии с планами компаний, то нефтеперерабатывающая отрасль сможет обеспечить внутренний рынок бензином и дизтопливом класса "Евро-3" в 2013г. и класса "Евро-5" в 2016-2017гг., а в 2020г. уже может возникнуть существенный профицит автобензина - более 10 млн т. "В связи с этим возникает вопрос о том, нужно ли России столько бензина, такой высокий объем первичной переработки и такие жесткие требования к компаниям по модернизации", - подчеркнул Г.Выгон.

Выгодные налоги

Для развития нефтепереработки в России вводятся и запретительные меры. Например, после того как разразился бензиновый кризис, сопровождавшийся дефицитом топлива на АЗС и резким ростом цен на него в ряде регионов, правительство ввело заградительную пошлину на экспорт бензина в размере 90%. Причем она коснулась не только самого топлива, но и активно экспортируемого из России прямогонного бензина, который затем в Европе использовался для выпуска качественного топлива.

Стимулом для модернизации НПЗ должны стать дифференцированные ставки акцизов: более низкий акциз на топливо более высокого экологического класса. С 1 июля 2012г. были повышены акцизы на бензин классов "Евро-2" и "Евро-3", в то время как акцизы на "Евро-4" остались неизменными, а на "Евро-5" снизились.

Перспективы платить меньше налогов привлекли нефтяников. Как подсчитали в ЛУКОЙЛе, экономия компании на дифференциации акцизов на светлые нефтепродукты в 2012г., по предварительным данным, составит 200 млн долл.

Как следствие, некоторые компании приступили к переходу на выпуск "Евро-5" со значительным опережением сроков. В частности, в июле "Башнефть" объявила, что полностью перешла на продажу автомобильного бензина и дизельного топлива на своих АЗС только стандарта "Евро-5". Одновременно "Газпром нефть" перевела на "Евро-5" "Ярославнефтеоргсинтез", которым владеет вместе с ТНК-BP. В течение 2012г. компания начала выпуск дизеля и бензина класса "Евро-5" на омском НПЗ. Полностью на производство автомобильных бензинов 4-го и 5-го классов, а также дизельного топлива 5-го класса НПЗ перейдет с 2013г. На выпуск "Евро-5" также перешел рязанский НПЗ - крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятием ТНК-BP. Планируется, что годовой объем производства составит 1,5 млн т.

В свою очередь в ЛУКОЙЛе ожидали, что в 2013г. экономия компании за счет пониженных акцизов должна достигнуть 460 млн долл. Однако этим планам, скорее всего, сбыться не суждено. Так как государство несколько умерило щедрость и приняло за основу более высокие акцизные ставки, чем планировалось ранее. Однако дифференциация была сохранена. В целом в 2013г. они станут выше на 6%. На бензин "Евро-5" с 1 января 2013г. ставка акциза увеличится почти на 12%, а на бензин класса "Евро-3" - на 23%.

Вопрос в цене

Итак, российский потребитель может ожидать повышения качества бензина и дизеля, но при этом топливо вряд ли снизится в цене. Даже 2012г., судя по всему, несмотря на предвыборный период, характеризовавшийся снижением цен на топливо, в целом может оказаться рекордным по росту цен и обогнать инфляцию. Во второй половине года, литр высокооктанового бензина и дизеля уже уверенно стоил больше психологически важной отметки в 30 руб.

По оценкам генерального директора исследовательской компании INFOLine Ивана Федякова, причина роста цен на бензин кроется во вполне объективных факторах. Во-первых, это рост акцизов на бензин, во-вторых, цены на нефть в мире остаются устойчиво высокими.

Противовесом подобным тенденциям могла бы стать здоровая конкуренция на рынке, считает эксперт. В качестве примера он приводит рынок моторного топлива в США, где в условиях жесткой конкуренции игроки не имеют возможности завышать цены на бензин и при этом ведут борьбу за качество. В результате центрами прибыли для владельцев заправочных станций становятся сопутствующие услуги и кафе, а наценка на бензин почти отсутствует.

Между тем в России реализации американских подходов к ведению данного бизнеса вряд ли стоит ожидать. В ближайшее время топливному рынку может грозить только укрупнение. В первой половине 2013г. "Роснефть" планирует закрыть сделку по приобретению нефтяной компании ТНК-BP. В результате на ее долю будет приходиться примерно треть российской нефтепереработки, посчитал руководитель проекта ОАО "Солид - товарные рынки" Михаил Турукалов. Кроме того, полагает ведущий аналитик компании "Альпари" Михаил Крылов, компания получит половину рынка автомобильного топлива в РФ, при этом в некоторых регионах ее доля может доходить до 60 и даже 70%.

Екатерина Струкова, РБК

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Бензин"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
В США заблокировали выплату бойцу UFC Царукяну за нападение на фаната Спорт, 10:56
«Единая Россия» сообщила о серии DDoS-атак на свои ресурсы Общество, 10:54
El Pais узнала, что Испанию вынудили передать Киеву ракеты для Patriot Политика, 10:41
В отеле Антальи нашли мертвым туриста из России Общество, 10:37
Компания из США открыла вакансию военкора в «разных регионах» России Политика, 10:33
Как выбрать район для семейной жизни в Москве: 5 главных факторов Pro, 10:30
Названы районы Москвы, где с начала года сильнее всего подешевело жилье Недвижимость, 10:30
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Полуфиналист Кубка Гагарина продлил контракт с главным тренером Спорт, 10:27
Тренды рынка элитных коттеджей: чего хотят обеспеченные покупатели Недвижимость, 10:25
Производитель аналога «Оземпика» изучит возможность выхода на Мосбиржу Инвестиции, 10:21
ФСБ отчиталась о раскрытии террористической ячейки в Волгограде Политика, 10:20
Компания-разработчик криптокошелька MetaMask подала в суд на SEC Крипто, 10:15
Россиянин из «Каролины» забросил первую с 2018 года шайбу в плей-офф НХЛ Спорт, 10:15
ФАС выдала предупреждение Ozon Бизнес, 10:12