Исследователи предрекли скорый закат Facebook
Это не первое подобное исследование, которое предрекает проекту Марка Цукерберга скорое забвение. На этот раз эксперты проанализировали динамику пользовательского интереса к 175 различным сервисам в Интернете и подтвердили циклическую природу социальных сетей: они быстро набирают популярность, но так же быстро теряют ее.
Исследование Кристиана Керстинга и Кристиана Баукхаге основывается на данных сервиса "Google Тренды", который считает, сколько раз пользователи в той или иной стране "гуглили" какую-либо тему. В поле зрения ученых попали социальные сети, такие как Twitter, VKontakte, Google+, LinkedIn и др., и прочие интернет-сервисы - AirBnB, Amazon, Groupon, Spotify, eBay и т.д. Поисковые данные собирались по 45 странам. Большая часть социальных сервисов подчиняется одному и тому же закону: в какой-то момент все они переживают бум популярности, а затем сталкиваются с необратимым снижением интереса.
Facebook - не исключение, и коллективное внимание к нему следует все той же "холмообразной" схеме, утверждают Керстинг и Баукхаге. Различные модели анализа поисковых данных расходятся в оценке скорости, с которой будет снижаться популярность Facebook, но самая нейтральная предполагает, что к 2017г. интерес к соцсети сократится на 50% относительно текущего уровня.
Авторы оговариваются, что их анализ не позволяет делать прогнозы о снижении количества пользователей Facebook в абсолютных величинах.
Похожее исследование, основанное на статистике поисковых запросов в "Google Трендах", в начале 2014г. провели ученые Джон Канарелла и Джошуа Шпехлер из Принстонского университета. Они подсчитали, что число пользователей Facebook сократится на 80% в период с 2015г. по 2017г. Публикация работы вызвала не только повышенное внимание прессы, но и живую реакцию самого Facebook. Команда Цукерберга ответила собственным "исследованием": аналитик Майк Дэвелин проследил динамику "лайков" на страницах Facebook Принстонского, Гарвардского и Йельского университетов и заключил, что университет Принстона находится под угрозой исчезновения. А снижение частоты запросов в Google по слову "воздух" еще более пугающее: воздух на Земле может исчезнуть из-за спада интереса к нему со стороны интернет-аудитории, съязвил представитель Facebook.
Впрочем, данные самой компании намекают на то, что Facebook действительно испытывает некоторые трудности с поддержанием внимания существующих пользователей и привлечением новых. Если к концу III квартала 2013г. прирост ежемесячной аудитории соцсети составлял 18% (в годовом выражении), то в конце 2013г. - 16%, а к концу I квартала 2014г. - уже 14%.
Помимо замедления роста аудитории, одним из главных вызовов для Facebook является старение аудитории: все больше тинейджеров выбирают более простые и приспособленные для общения мессенджеры. В октябре 2013г. о снижении количества часов, которые подростки проводят в соцсети, заявлял финансовый директор Facebook Дэвид Эберсман. Способом борьбы с этой проблемой стала покупка быстрорастущего мессенджера WhatsApp за рекордную для технологической отрасли сумму - $19 млрд.
В последнее время Facebook также подвергается критике за использование персональных данных своих пользователей в рекламных интересах, а также психологические эксперименты с отображением постов в пользовательских лентах новостей. Недавняя новость о том, что соцсеть проводила "эксперимент с эмоциями" почти 700 тыс. своих юзеров, фильтруя их "френд-ленты" по параметру позитивности или негативности постов, вызвал острую реакцию интернет-сообщества.
Алена Сухаревская