Перейти к основному контенту
Экономика⁠,
0

ФАС не против: рыночная доля телеканалов - клиентов Vi превысила 35%

Федеральная антимонопольная служба не признает доминирующее положение группы «Видео Интернешнл» (Vi) в продаже телерекламы: по подсчетам службы, в 2012–2013 годах доля восьми телеканалов, которые обслуживает группа, была больше 38%, но доля самой Vi не превысила допустимых законом 35%. Это позволяет Vi продлить истекающие в этом году контракты с РЕН ТВ и «Пятым».
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала доли каналов в сфере распространения телерекламы за 2012–2013гг. Производить такие расчеты службу обязывает закон "О рекламе": с 2011г. вещателям запрещено работать с контрагентом, если его доля при национальном или региональном размещении превышает 35% от всех рекламных бюджетов, привлеченных на федеральные телеканалы за два предыдущих года. При этом под федеральными телеканалами закон подразумевает только те из них, что осуществляют эфирное вещание не менее чем в пяти субъектах РФ.

Принятые в декабре 2009г. поправки были направлены против группы "Видео Интернешнл" (сейчас называется Vi). Осенью того года группа, уже работавшая с 11 телеканалами, заключила договоры и на обслуживание еще двух — входящих в Национальную медиа группу Юрия Ковальчука РЕН ТВ и "Пятого". Это вызвало недовольство единственного конкурента Vi — сейлз-хауса "Газпром-Медиа" и агентства "Алькасар", которое было поддержано, как признавали ранее и собеседники в самой Vi, и ее клиенты, в Кремле.

Вскоре после подписания тех контрактов из администрации президента Дмитрия Медведева был уволен его советник и один из основателей Vi Михаил Лесин. Причем, как сообщал тогда "Интерфакс", с формулировкой "за несоблюдение правил госслужбы и этики поведения госслужащего". А вскоре Дума сразу в трех чтениях приняла упомянутые поправки.

Но Vi благодаря смене собственников удалось сохранить свой бизнес. Летом 2010г. основатели и топ-менеджеры группы продали ее структурам банка "Россия" и его учредителям. Весь бизнес крупнейшего продавца телерекламы мог быть оценен максимум в 6,235 млрд руб. (205 млн долл.), свидетельствовали данные аффилированной с банком "Россия" УК "Лидер". На конец 2013г., как следует из отчетности СОГАЗа, вся Vi оценивалась в 6,04 млрд руб. (184,5 млн долл.).

После сделки Vi не упрекали в доминирующем положении. Чтобы уложиться в 35%, группа продолжила сотрудничество с восемью телеканалами ("Первым", РЕН ТВ, "Пятым", входящими в "Профмедиа" ТВ-3, "Пятницей" и "2х2", а также входящими в ЮТВ "Ю" и Disney), а еще пяти (СТС, "Домашний", "Перец", "Россия 1" и "Россия 2") стала оказывать так называемые консультационные услуги. Вознаграждение за них практически равно комиссии за полноценный сервис — 12% от рекламной выручки за вычетом фиксированной платы за фирменный софт.

Однако с момента вступления в силу поправок Vi так и не удалось уложиться в допустимые 35% при национальном размещении (когда один и тот же рекламный ролик выходит во всех городах вещания), если складывать доли ее клиентов-телеканалов на рекламном рынке. Но это не мешало группе продлевать истекающие у нее контракты с вещателями: к примеру, в 2011г. — с одним из каналов ЮТВ, в 2012г. — сразу со всеми каналами "Профмедиа" и того же ЮТВ. Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров тогда объяснял, что корректно считать долю Vi можно будет только с 2013г., когда пройдут первые два года с момента вступления поправок в силу.

В прошлом году у Vi истекал контракт с ключевым клиентом — "Первым каналом". При этом было очевидно, что доля восьми клиентов группы по-прежнему будет больше 35%. Так и получилось: по подсчетам ФАС, она составила 38,43%. Но, как сообщала тогда ФАС, доля самой Vi при этом равнялась только 34,33%. По словам Кашеварова, разница в 4,1 п.п. — это самостоятельно привлеченные телеканалами средства, например спонсорские бюджеты. Получилось, что в обход Vi вещатели, по версии ФАС, зарабатывают гигантские суммы.

В этом году повторился прошлогодний сценарий. Доля восьми каналов из пула Vi при национальном размещении незначительно снизилась до 38,33%, но, как специально указала ФАС, доля самого продавца вновь соответствует норме — 34,6%. Разница в 3,73 п.п. также объясняется самостоятельно привлеченными каналами бюджетами. Таким образом, препятствий для продления договора с РЕН ТВ и "Пятым каналом" у Vi нет, признал Кашеваров.

В пресс-службе Национальной медиа группы не ответили на запрос РБК, представитель РЕН ТВ заявил, что телеканал "удовлетворен сотрудничеством с Vi". На "Пятом" отношения со своим контрагентом не комментируют. Представитель Vi Елизавета Свиридова напомнила, что переговоры о перезаключении действующих договоров обычно начинаются ближе к осени.

Всего восемь обслуживаемых Vi телеканалов могли в 2012–2013гг. заработать на национальном размещении рекламы 87,035 млрд руб. без НДС, но с комиссией продавца, подсчитал РБК на основе ранее опубликованных оценок "Квенди Русмедиааудит". При этом через Vi, по версии ФАС, прошло только примерно 78,566 млрд руб. Тем самым в обход Vi его клиенты привлекли около 8,469 млрд руб. Для сравнения: весь доход ТВ-3 от национального размещения рекламы мог составить лишь 7,811 млрд руб. Зачастую телеканалы действительно самостоятельно привлекают спонсорские бюджеты, но, как правило, и от этой суммы они отчисляют своему контрагенту комиссию.

Сергей Соболев, Катерина Китаева

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 10:02
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 10:02
Перфекционизм и страх мешают креативности. Как ее развитьПодписка на РБК, 10:05
Каких результатов добиваются компании с помощью технологий РБК х МТС Бизнес, 10:03
Еще один глобальный кризис: чем пластиковый мусор грозит миру и РоссииПодписка на РБК, 10:00
«Я полгода работала лежа»: как Фиджи Симо стала вторым человеком в OpenAIПодписка на РБК, 09:58
Миллиардер Рыболовлев проиграл в США суд партнеру по инвестициям в биомед Бизнес, 09:47
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33
Школа, ЛЭП и частные дома пострадали при атаке БПЛА в Воронежской области Политика, 09:32
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Торговать как миллионер: 6 правил состоятельных инвесторов РоссииПодписка на РБК, 09:30
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
Писатель Драгунский — РБК: люди устали от инфопотока и выбирают ретро
РАДИО
Общество, 09:18
Глава IRENA предсказал последствия недоинвестирования в «чистую» энергию Бизнес, 09:01
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Слабое начало декабря. Топ-5 криптовалют с ростом за неделю Крипто, 09:00
Глава Института Европы назвал условие удвоения торговли России и ЕС Политика, 09:00