Российская авиация будет жить!
Российское гражданское самолетостроение получило, наконец, надежду выжить в современном мире. Сегдоня было объявлено о том, что в России создан крупнейший авиационный альянс "Авиационно-транспортная компания РПА", учредителями которого выступили государственная транспортная компания "Россия", занимающаяся перевозками высших должностных лиц, и Государственное унитарное авиапредприятие "Пулково". К альянсу присоединились Казанское авиационно-производственное объединение имени Горбунова, финансовая лизинговая компания, а также Международный банк Санкт-Петербурга.
Об этом сообщил сегодня вице-премьер правительства России Илья Клебанов. По его словам, сегодня в Петербурге также должно состояться первое заседание альянса, на котором будет выработана единая политика всех его учредителей. Клебанов подчеркнул, что члены альянса, являясь независимыми юридическими лицами, возлагают на себя большую задачу - построить самолет и перевести его в лизинг. "Для меня главное, - отметил Клебанов, - что наконец-то начнет претворяться в жизнь многострадальная идея лизинга отечественной авиационной техники".
По словам Клебанова, вопрос о создании условий для лизинга авиационной техники будет обсуждаться 22 марта на заседании правительства РФ. Его решение, считает вице-премьер, потребует крупных финансовых вложений. По оценке Клебанова, Россия уже потеряла конкурентоспособность на рынке международных авиаперевозок. Восстановить свои позиции государство сможет, только введя в коммерческую эксплуатацию новые самолеты, отвечающие всем международным стандартам. Это самолеты Ту-214 и Ту-334. Правительство РФ, отметил Клебанов, уже ведет переговоры с Китаем, Индией и другими странами о возможности заключения контрактов на поставку новых российских гражданских авиалайнеров.
Таким образом, Клебанов выполнил обещание, данное им 22 февраля. Тогда он отметил, что после заседания правительства 15 марта в России "будет запущена схема лизинговых операций в авиаперевозках под гарантии правительства РФ". По его словам, это будет касаться 20 самолетов марок Ту-204, Ту-214 и Ил-96, где гарантия правительства РФ составит 85%. В настоящее время, сказал Клебанов, "Аэрофлот" располагает 130 самолетами, из которых только 22 самолета используются по лизингу компаний Boeing и Airbus. Парк самолетов компании "Трансаэро" составляет 80 машин, из которых 60-70% являются зарубежными моделями. Такое положение, отметил вице-премьер, сложилось в связи с тем, что долгое время сами компании видели, что западные модели дешевле. Однако имели место и политические причины, поскольку отечественные самолеты перестали "пускать в престижные западные аэропорты", ссылаясь на из шумность и низкие экологические качества", подчеркнул Клебанов.
Тогда вице-премьеру никто не поверил. Было заявлено на довольно высоком уровне (руководитель департамента Госслужбы гражданской авиации Минтраса РФ Виктор Горлов), что создание государственной лизинговой компании в ближайшее время нереально. Он отметил, что в минувшем году подобная структура была создана. Однако через некоторое время она прекратила существование, поскольку для запуска механизма лизинга необходима бюджетная поддержка. По словам Горлова, российские компании уже приобрели бы по лизинговым схемам 23 самолета, если бы банковские ставки были бы несколько ниже.
Будем надеяться, что теперь новая структура будет работать натблаго отечественного самолетостроения. Да и вскоре, кстати, государственная поддержка по лизинговым авиационным проектам не потребуется. В настоящий момент по данным проектам российским банкам необходима государственная поддержка в размере 85%. Вместе с тем, с ростом авиационного рынка необходимость в государственной поддержке будет уменьшаться. Через 3-4 года господдержка снизится до 60-40%, а через 7-8 лет она не потребуется вовсе.