Улюкаев добился права вето на решения по тарифам
Постановление правительства «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» опубликовано в четверг на сайте кабинета министров. Документ принят 2 сентября в связи с упразднением Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и посвящен правилам принятия решений об установлении тарифов естественных монополий.
Согласно опубликованным правилам, в ФАС образуется коллегиальный орган для принятия решений об установлении тарифов естественных монополий. Большинства в нем у ФАС не будет: из 12 человек ведомство получит пять кресел. Еще два чиновника будут представлять Минэкономразвития, по одному представителю будет от Минэнерго, Минкомсвязи, Минтранса, Минстроя и Минпромторга (персональный состав утверждается правительством).
Решение должно приниматься большинством голосов. Некоторые вопросы могут снять с рассмотрения, если представители Минэкономразвития и профильного ведомства (в сфере ведения которого находится регулируемая отрасль) проголосуют против. В этом случае ФАС в пятидневный срок проинформирует правительство о разногласиях и за 30 дней проведет консультации с министерствами, после чего вопрос будет поставлен на повторное голосование. В случае новых разногласий руководитель ФАС может принять решение самостоятельно, говорится в документе.
К таким вопросам относится утверждение предельных тарифов на электроэнергию населению, на грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки, утверждение тарифов для естественных монополий, доля государства в которых свыше 50%, и некоторые другие решения.
Механизм, предложенный изначально ФАС, предполагал участие в составе коллегиального органа шести представителей службы из 12, это не гарантировало выработку оптимального решения, говорит представитель Минэкономразвития Елена Лашкина. По ее мнению, министерству удалось добиться учета по принципиальным вопросам и своей позиции, и мнения отраслевого регулятора, добавила она.
Раньше у руководителя ФСТ было право принять любое решение — он мог не согласиться с правлением. Здесь такого права нет — есть перечень вопросов, которые принимаются в особом порядке: если большинство будет голосовать «за», но будут против два представителя Минэкономразвития и один от отраслевого регулятора, то вопрос снимается с рассмотрения, поясняет начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.
В июле премьер-министр Дмитрий Медведев предложил президенту включить ФСТ в состав антимонопольной службы, оставив главой нового регулятора главу ФАС Игоря Артемьева. Новый мегарегулятор, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, будет сравним по влиянию с Центральным банком.
В конце августа глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев обратился к премьеру с просьбой наделить его ведомство правом вето на решения, принимаемые ФАС, чтобы не допустить монополизации функций регулирования инфраструктурных отраслей, сообщал Интерфакс со ссылкой на свои источники. Артемьев на заседании правительства 2 сентября настаивал на той схеме, которая в итоге легла в основу документа: поскольку отраслевые регуляторы «все-таки как-то помягче смотрят на своих родных в отраслях», чем антимонопольная служба. «Если мы не сможем принять решение, тогда я буду единолично принимать решение и докладывать в правительство», — говорил глава ФАС.
ВРЕЗ
Правление ликвидированной ФСТ, принимавшее такие решения раньше, также было коллегиальным органом и состояло из 12 членов. В него входили пять членов ФСТ, также двое от Минэкономразвития, по одному от профильных министерств. Были также представлены ФАС и Минрегион, ликвидированный год назад (не было Минстроя и Минпромторга).