Господдержка сетевых компаний повысит их капитализацию
Холдинг МРСК рассматривает возможность допэмиссии для финансирования подконтрольных сетевых компаний. Потребность ОАО "Холдинг МРСК" в господдержке составляет 100 млрд руб., а в текущей ситуации распредсетевые компании не смогут самостоятельно найти эти ресурсы, сообщил первый заместитель главы Холдинга МРСК Александр Чистяков. По его словам, в основном эти деньги планируется привлечь за счет кредитования, однако помимо этого обсуждается и вхождение в уставный капитал распредсетевых компаний.
В частности, такой вариант рассматривается для Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК), акции которой может приобрести как федеральный бюджет, так и правительство Москвы. Столичное правительство уже выразило готовность выделить на эти цели 10 млрд руб. Правительство РФ решения пока не приняло.
Вариант с задействованием уставного капитала для привлечения средств обсуждается также для "Кубаньэнерго". А.Чистяков пояснил, что "Кубаньэнерго" инвестирует в инфраструктуру для олимпийских объектов, которые освобождены от платы за технологическое присоединение к сетям, то есть фактически "Кубаньэнерго" лишено источника для возврата инвестиций. Одновременно он выразил надежду, что в итоге "Кубаньэнерго" войдет в состав МРСК Юга. По его словам, Холдинг МРСК в настоящее время находится в тяжелом положении, связанном с сокращением объемов полезного отпуска электроэнергии. Сокращение этого показателя на 10% приводит к снижению выручки на 15%. Кроме того, в настоящее время сбытовые компании переходят на новую политику платежей, в рамках которой намерены оплачивать сетевым компаниям тариф на передачу на 15 дней после поставки электроэнергии потребителям. Это приводит к сокращению денежного потока у сетевых компаний.
Как отмечает начальник аналитического управления ИГ "Алемар" Василий Конузин, на сегодня сети фактически остались без каких-либо источников финансирования. Изначально предполагалось, что основными источниками инвестиционных программ распредсетевых компаний должны стать взимаемая ими плата за технологическое подключение, а также долговое финансирование. Между тем, отмечает эксперт, плата за технологическое подключение, в том числе из-за низкой собираемости, так и не стала сколько-нибудь значимым источником финансирования сетей (около 3-5% выручки в среднем для МРСК за исключением МОЭСК).
На долговом рынке, продолжает В.Конузин, со второй половины 2008г. практически отсутствовали рыночные размещения, а охвативший финансовый сектор кредитный кризис привел к тому, что ставки по обращающимся выпускам облигаций энергокомпаний превысили 25% годовых. "Кредитование остается еще относительно доступным, однако кредитные ресурсы не могут стать на 100% источником инвестиций МРСК: как ввиду ограничений на привлечение заемных средств, так и дороговизны кредитных средств (ставки для компаний масштаба МРСК могут превысить 20%)", - говорит аналитик.
Финансирование за счет кредитов на столь внушительные суммы, тем более на рыночных условиях, по мнению В.Конузина, может привести к падению на 20-30% рентабельности сетевых компаний и тем самым лишить их существенной части средств, необходимых не только для финансирования инвестпрограмм, но и текущей операционной деятельности.
"Основные надежды сетевые компании возлагали на переход на новую тарифную систему RAB, однако не следует забывать о длительном переходном периоде (до 5 лет), в течение которого государство может устанавливать ограничения на темпы роста тарифов, а также риски отказа от ввода RAB в 2009г. в связи с грянувшим кризисом", - отмечает эксперт "Алемара".
По словам А.Чистякова, вопрос перехода на RAB распредсетевых компаний в 2009г. является "предметом консультаций" с регулирующими органами. По его мнению, сетевые компании в 2009г. не станут проявлять активность в переходе на RAB из-за плохой прогнозируемости финансовых результатов и в ожидании изменения баланса тарифной службы.
Согласно существующей методологии, базой для расчета тарифа RAB для распределительных сетевых компаний является объем полезного отпуска электроэнергии, который в условиях кризиса трудно прогнозировать. В начале года полезный отпуск электроэнергии РСК упал на 9%. Данный показатель, по мнению В.Конузина, не является репрезентативным в связи с массовой остановкой производства в январе, однако реальное падение энергопотребления по итогам года может составить около 5%.
В сложившихся условиях, отмечает аналитик, государство должно пойти навстречу сетевым компаниям. По словам замминистра энергетики РФ В.Синюгина, Холдинг МРСК и Федеральная сетевая компания могут стать пилотными энергокомпаниями для размещения инфраструктурных облигаций. Объемы размещений пока не уточняются, однако средства от размещения инфраструктурных облигаций входят в общую сумму господдержки энергетических компаний, утвержденную Минэнерго на текущий год - 146 млрд руб.
В свою очередь Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) сообщила, что подготовлен приказ об инфраструктурных облигациях, в котором предусмотрены дополнительные случаи, в которых ценные бумаги могут быть включены в соответствующий котировальный список без соблюдения отдельных требований, предусмотренных соответствующим положением, что должно обеспечить новым инструментам покупательскую базу за счет страховых компаний и пенсионных фондов.
Эксперт "Алемара" полагает, что государственная поддержка сетевых компаний положительно отразится на росте их капитализации как за счет строительства новых активов, так и роста потенциального денежного потока за счет увеличения базы для начисления RAB. Рисками для миноритарных акционеров при этом может стать принятие решения о проведении допэмиссий МРСК, в пользу "материнского" холдинга. "Впрочем по всей видимости, размытие капитала будет ограниченным, не более 15-20%", - отмечает эксперт. В целом, полагает он, сетевой сегмент электроэнергетики в долгосрочной перспективе обладает существенным потенциалом роста. В частности, справедливая оценка акций Холдинга МРСК составляет 0,080 долл., что в 4 раза превышает текущую цену акций, заключает В.Конузин.
Руководитель отдела акций департамента рыночных исследований "ИФД "КапиталЪ" Константин Гуляев считает, что финансирование со стороны государства (посредством Холдинга МРСК) через допэмиссию возможно для таких компаний, как МОЭСК и "Кубаньэнерго", поскольку контрольный пакет все равно принадлежит государству (Холдингу МРСК).
"Если в случае частных компаний это сделать труднее, потому что может произойти перераспределение собственников, и в этом случае речь идет в основном о кредитах, то для компаний, контролируемых государством, допэмиссия - неплохое решение проблемы увеличения капитала. Конечно, многое будет зависеть от цены размещения и размера допэмиссии, что повлияет на котировки акций компаний", - говорит эксперт.
По его мнению, МРСК могут финансироваться за счет кредитов, поскольку соотношение debt/ebitda у большинства из них не превышает 1,5-2. Более сложная ситуация только у МРСК Юга, у которой этот показатель гораздо выше. Однако самим компаниям гораздо выгоднее привлечь финансирование через допэмиссию, полагает К.Гуляев.
Вице-президент, старший аналитик UniCredit Securities Дмитрий Коновалов не считает, что идея допэмиссии на текущих уровнях цен и при существующей ликвидности сектора является привлекательной. Единственным вариантом, по его мнению, может быть размещение в пользу государства, как сделала "РусГидро", но сегодня такой подход тоже представляется эксперту не слишком реалистичным.
Альтернативой допэмиссии, по его мнению, является получение заемных средств у банков и размещение облигаций, в том числе инфраструктурных. "Получение заемного финансирования обусловлено скорейшим введением RAB и дальнейшей минимизацией рисков в секторе. При нынешних условиях кредитования наиболее востребованным представляется государственное субсидирование кредитов для сектора, особенно тех компаний, которые еще не переходят на RAB", - говорит эксперт.
Quote.rbc.ru