Счетная палата насчитала нарушений на 344 млрд руб.
Все нарушения бюджетного законодательства в текущем году Счетная палата предварительно оценивает в 344 млрд руб., из них более 100 млрд приходится на неэффективность и нерезультативность, заявила Голикова на пресс-конференции во вторник. Наименьшая эффективность – в нацобороне и безопасности, социальной сфере и культуре, а также в бюджетах регионов.
Неэффективность по наследству
Выделив направление нацобороны, глава Счетной палаты особо подчеркнула, что проблемы возникли в период «до нынешнего состава» министерства. Тогда большое количество договоров и проектов подписывалось без соответствующих бюджетных обязательств, как бы в расчете на будущие дополнительные расходы, пояснила она, а теперь министерство вынуждено их исполнять.
Другая проблема связана с большим объемом выплаченных и неотработанных авансов, часть которых просрочена: «На 1 января 2014 года она [дебиторская задолженность] составляла 2,3 трлн руб., весь бюджет 2015 года у нас 15,5 [трлн] – можно понять, какое соотношение».
Больше всего таких авансов раздали силовые ведомства, «такой же приличный объем задолженности у Росавтодора» и других структур, которые работают в этой сфере. Голикова поясняет, что авансы по гособоронзаказу составляют 80–100%, тогда как в других сферах – порядка 30%. Некоторые усилия Минобороны по решению проблемы были предприняты, признает она, но пока такая работа идет крайне медленно.
Росавтодор на запрос РБК сообщил, что по сравнению с 1 января 2014 года, когда его дебиторская задолженность составляла 93,5 млрд руб., к 1 июля она сократилась на 22,5 млрд руб.
Проекты лежат, оборудование стоит
Направление здравоохранения, образования и культуры – второе по неэффективности, заявила Голикова: «Там, как правило, имеет место разработка проектно-сметной документации и последующая невостребованность этой документации». Эти просчеты государству обходятся недешево: «есть стройки, где стоимость проектно-сметной документации достигает миллиарда рублей и не используется впоследствии». Ответственность за такие нарушения в законодательстве не предусмотрена, добавила глава Счетной палаты.
Для сферы здравоохранения, в основном в регионах, характерны также неэффективные траты на технику: «Речь идет о длительных – годами – простоях оборудования, которое закуплено в рамках тех или иных программ. Проходят гарантийные сроки – оно не устанавливается и устаревает». К этому министерству, по словам Голиковой, сохраняются и другие замечания по итогам проверки этого года: «Пока некоторые пункты... предписаний остаются не исполнены». В частности, у ведомства еще нет информации о разработке документа по территориальному планированию медицинских учреждений, с которым должна была быть увязана их оптимизация.
Контрольное ведомство также настаивает на разработке стандартов медицинской помощи, на основе которых она должна финансироваться. Их отсутствие в 2013 году привело к скрытому дефициту программ госгарантий и снижению доступности медпомощи, указывала ранее Счетная палата. Минздрав не смог предоставить оперативный комментарий на запрос РБК.
Замечания контрольного ведомства социальным блоком, впрочем, не ограничиваются. Например, аудиторы часто выявляют разницу в стоимости однотипных услуг в госзаданиях для бюджетных учреждений, рассказала Голикова: «Наиболее яркие примеры мы увидели в Минприроды и Министерстве сельского хозяйства, когда стоимость услуг отличается в разы». Оба министерства не смогли оперативно предоставить комментарии на запросы РБК.
Госкомпаниям ужесточат контроль
Еще один пример неэффективности – слабая связь между мероприятиями госпрограмм и заложенными на них средствами. «Даже когда уменьшаются деньги, с показателями ничего не происходит. Возникает вопрос – почему? Либо изначально это не было связано, либо, может, забыли поправить – я не знаю», – удивляется Голикова, делая вывод, что пока программы не стали инструментом эффективности.
Некоторые проблемы связаны с нехваткой контроля, считает она – например, за поступлением средств бюджета на взносы в уставный капитал госкомпаний. С деньгами инвестиционной направленности работает Минэкономразвития, но взносы в уставные капиталы госкомпаний оно не проверяет, сетует Голикова. Работа министерства в этом направлении, по ее словам, пока результатов не дает.
Механизмы контроля за эффективным использованием средств, вносимых в уставные капиталы акционерных обществ, прорабатываются, сказала помощник министра Елена Лашкина. Предложения Минэкономразвития, касающиеся возможных механизмов контроля, были в целом одобрены в том числе Счетной палатой, указала она, а план необходимых мероприятий будет представлен на утверждение в правительство.
Резервы есть, но не хватает решимости
Сокращение неэффективных расходов на 5% ежегодно, которое анонсировал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию, абсолютно реальная задача, но пока Минфину не всегда удается даже избежать увеличения финансирования тем распорядителям, которые расходуют средства нерезультативно, говорит Голикова.
В следующем году действия Счетной палаты в случае неисполнения ее представлений могут ужесточиться вплоть до блокировки финансирования того или иного министерства или бюджетного учреждения, обещает Голикова. Соответствующие поправки в закон о Счетной палате поддержаны Госдумой, и теперь представления аудиторов не могут не исполняться бесконечно: возможно лишь однократное продление, после чего следует предписание – «более жесткий документ». Если оно не будет исполнено, то Счетная палата вправе инициировать в Госдуме остановку финансирования того или иного распорядителя бюджетных средств. «Это первый шаг, который мы намерены сделать с 2015 года», – предупредила Голикова.