Перейти к основному контенту
Экономика⁠,
0
Эксклюзив

Число премиум-автомобилей в России в коронакризис выросло на четверть

Элитный автопарк в России в пандемию продолжил расти двузначными темпами, хотя и медленнее, чем до COVID. Общая сумма «налога на роскошь», который платят владельцы дорогих автомашин, растет, но средний платеж продолжает снижаться
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В 2020 году в России элитный автопарк, в который входят машины дороже 5 млн руб., вырос на 22,4%, подсчитала аудиторско-консалтинговая компания FinExpertiza на основе данных Федеральной налоговой службы. Годом ранее темпы прироста в этом сегменте авторынка были выше более чем вдвое — 48,3%, а всего за последние пять лет число премиум-автомобилей в России выросло более чем в три раза — с 27,2 тыс. до 97,6 тыс. машин. Несмотря на быстрый рост сегмента, его доля от общего числа легковых автомобилей в стране незначительна — лишь 0,23%.

Как платят налоги владельцы дорогих машин

Налоговый кодекс устанавливает базовые ставки для транспортного налога — чем мощнее автомобиль, тем выше ставка (в рублях на лошадиную силу). Каждый регион может уменьшать или увеличивать базовую ставку, но не более чем в десять раз. Владельцы дорогих автомобилей с 2014 года платят транспортный налог с повышающим коэффициентом: сейчас, если машина стоит 3–5 млн руб. и не старше трех лет, то коэффициент для платежа — 1,1. Если цена от 5 млн до 10 млн руб. и автомобиль не старше пяти лет, то коэффициент составляет 2, если цена — 10–15 млн руб. и автомобиль не старше десяти лет, то коэффициент — 3. Для расчета транспортного налога Минпромторг каждый год публикует перечень дорогих автомобилей (со средней стоимостью от 3 млн руб.). Транспортный налог за 2020 год автовладельцам нужно заплатить до 1 декабря 2021-го.

Общая сумма налога на элитные автомобили за 2020 год составила 5,83 млрд руб. — на 13,8% больше, чем годом ранее. Из этой суммы 4,36 млрд руб. должны заплатить владельцы автомобилей премиум-сегмента (стоимостью 5–10 млн руб.), а 1,47 млрд — владельцы машин класса люкс дороже 10 млн руб.

Несмотря на то что сумма начисленных налогов растет с момента введения повышающего коэффициента в 2014 году, авторы исследования указывают, что если соотнести количество всех элитных машин и начисленные на них налоги, то усредненный платеж уменьшается каждый год. В 2020 году этот показатель для всех автомобилей дороже 5 млн руб. составил 59,8 тыс. руб. (минус 7% по сравнению с предыдущим годом). Всего с 2014 года усредненный платеж снизился в 1,75 раза. Причина в том, что из-за роста цен на автомобили в список Минпромторга каждый год попадает все больше машин меньшей мощности, объясняет президент FinExpertiza Global Елена Трубникова. В результате средняя мощность премиального автомобиля из списка Минпромторга за семь лет снизилась, как и средний налоговый платеж.

Налог на роскошь: под него попадут даже китайские автомобили
Авто
Фото:Haval

Большая часть элитного автопарка (87 тыс. машин) — это автомобили дороже 5 млн руб. Около 65% элитного автопарка принадлежит физлицам, причем в последние годы доля автомобилей, записанных на компании, снижается, отмечают авторы исследования.

Для элитных машин в России характерна высокая концентрация — около трети всего автопарка дороже 5 млн руб. (30,8 тыс. авто) сосредоточено в Москве. В пятерку также вошли Санкт-Петербург (10,7 тыс.), Подмосковье (8,47 тыс.), Краснодарский край (4,64 тыс.) и Татарстан (2,59 тыс.). Меньше всего дорогих машин в Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области и на Чукотке (во всех этих случаях таких автомобилей меньше 20). При этом по итогам 2020 года премиально-люксовый сегмент сократился только в двух регионах — Крыму и Ингушетии.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 92,94 (+1,56)
Инвестиции, 20:09
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 79,34 (+1,44)
Инвестиции, 20:09
Дума подготовила запрет осужденным релокантам менять паспорта и жениться Политика, 20:48
Может ли вступление Украины в ЕС ускорить мирное урегулирование Политика, 20:42
Дегтярев поблагодарил МОК за снятие ограничений на юношеские турниры Спорт, 20:42
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год Бизнес, 20:39
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36
Как цифровизация помогает расти реальному сектору экономики Отрасли, 20:34
Зеленский раскрыл позицию США о необходимости прекращения огня Политика, 20:32
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Приведет ли задержание танкера с венесуэльской нефтью к военной эскалации Политика, 20:30
Цена золота впервые за полтора месяца превысила $4300 за унцию Инвестиции, 20:30
МОК разрешил проводить международные турниры в Белоруссии Спорт, 20:23
Импортозамещение, кибербезопасность и ИИ: опыт «Еврохима» и «К2Тех» Отрасли, 20:22
Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса РБК и РЭЦ, 20:18
На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay РБК и City Bay, 19:59
МОК снял ограничения на участие россиян в юношеских турнирах Спорт, 19:57