Докризисного уровня продаж авторынок РФ достигнет к 2013-2014гг.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в январе-сентябре 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008г. сократились на 51% - до 1 млн 110 тыс. 226 единиц. Такие данные обнародовал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Снижение продаж в сентябре 2009г. составило 52% - до 117 тыс. 981 машины.
За январь-сентябрь 2009г. продажи автомобилей марки Lada сократились на 44% - до 269 тыс. 514 единиц, Chevrolet - на 54% - до 81 тыс. 464 единиц, Ford - на 54% - до 64 тыс. 943 единиц, Nissan - на 56% - до 51 тыс. 683 единиц, Hyundai - на 67% - до 52 тыс. 201 единицы, Toyota - на 63% - до 53 тыс. 637 единиц, Renault - на 36% - до 53 тыс. 550 единиц, Kia - на 35% - до 47 тыс. 839 единиц, Mazda - на 56% - до 26 тыс. 260 единиц, ГАЗ - на 60% - до 42 тыс. 568 единиц, Volkswagen - на 14% - до 30 тыс. 841 автомобиля, Mitsubishi - на 63% - до 33 тыс. 24 единиц, Chance - до 3 тыс. 680 автомобилей.
Одновременно продажи китайской Geely выросли в 3,7 раза - до 6 тыс. 596 машин, Hummer - на 91% - до 983 автомобилей, Citroen - на 15% - до 9 тыс. 833 единиц.
В лидерах продаж по группам оказались: АВТОВАЗ - 269 тыс. 514 автомобилей (-44%), GM Group - 113 тыс. 611 автомобилей (-56%), Volkswagen Group - 72 тыс. 497 автомобилей (-24%), Ford Group - 70 тыс. 508 автомобилей (-55%), Toyota Group - 58 тыс. 459 автомобилей (-63%), Nissan Group - 55 тыс. 502 автомобиля (-55%).
В сентябре 2009г. продажи автомобилей марки Lada сократились на 43% - до 28 тыс. 109 единиц (минимальное значение с начала 2009г.), Chevrolet - на 61% - до 9 тыс. 444 единиц, Volkswagen Group - до 7 тыс. 162 автомобилей (-42%), Ford Group - до 6 тыс. 435 автомобилей (-55%), Toyota Group - до 6 тыс. 38 автомобилей (-69%), Nissan Group - до 4 тыс. 682 автомобилей (-69%).
Аналитик ИБ "КИТ Финанс" Артем Лаврищев констатирует, что несмотря на минимальные с начала 2009г. продажи АВТОВАЗа в сентябре, автомобили LADA по-прежнему занимают большую часть авторынка России (24,5% за девять месяцев 2009г). При этом эксперт отмечает, что значительных успехов удалось достичь другому автопроизводителю - Sollers. Доля компании на автомобильном рынке России в сентябре составила 5,9%, в то время как по итогам пяти месяцев 2009г. она не превышала 3%. Причину этого аналитик видит в госзаказах, которые стали поступать на предприятие летом 2009г.
Аналитик Банк Москвы Михаил Лямин указывает, что данные за сентябрь отразили небольшое улучшение конъюнктуры на автомобильном рынке, поскольку по сравнению с августом продажи в сентябре выросли на 6,5%. Поддержку рынку, по словам аналитика, начали оказывать сразу несколько факторов: государственная программа субсидирования процентных ставок, окончание сезона отпусков и новые программы скидок автодилеров.
"С учетом низкой базы конца 2008г., можно ожидать, что и в последнем квартале ухудшения тренда не произойдет. Тем не менее, в отличие от крупнейших мировых рынков, где уже по итогам августа динамика продаж год к году вышла в положительную плоскость, восстановление российского автомобильного рынка происходит медленно", - подчеркивает М.Лямин. Введение государственной программы стимулирования спроса в России оказывает ограниченное влияние на рынок в целом, полагает эксперт, это связано с коротким списком автомобилей, которые можно приобрести на льготных условиях.
Анализируя состояние отечественного автомобилестроительного сектора, М.Лямин отмечает, что медленное восстановление российского рынка и масштабные производственные мощности отечественного автопрома создают негативные предпосылки при прогнозах финансовых результатов компаний сектора. Вместе с тем в настоящее время акции компаний не очень реагируют на данные о продажах. Поэтому, считает эксперт, обнародованные показатели не окажут влияния на котировки акций компаний.
"Месячные продажи автомобилей уже с начала лета держатся около отметки 120 тыс. единиц, и дальнейшего снижения не происходит, что свидетельствует о том, что самая острая фаза уже преодолена", - говорит аналитик Газпромбанка Алексей Астапов, подчеркивая при этом, что говорить о начале восстановления еще преждевременно.
По его мнению, меры правительства, направленные как на поддержку отечественных производителей, так и на стимулирование внутреннего спроса пока не приносят должного результата. Увеличение лимита льготного кредитования с 350 тыс. до 600 тыс. негативно сказалось на продажах АВТОВАЗа, поскольку расширение государственной программы кредитования произошло в основном за счет автомобилей иностранных марок, собираемых на территории РФ, что создало дополнительную конкуренцию продукции российского автогиганта, отмечает эксперт. В итоге продажи АВТОВАЗа в сентябре оказались худшими с начала года.
"Мы по-прежнему придерживаемся точки зрения, что по итогам года суммарные продажи легковых автомобилей на территории РФ составят порядка 1,4 млн автомобилей (-49% к 2008г.), а достичь уровня продаж 2008г. отечественный авторынок сможет не ранее 2013-2014 гг.", - заключает эксперт Газпромбанка.
Quote.ru