Налоговики могут предъявить РЖД претензии на 12 млрд руб.
По его словам, такой суммы "в нашем (ОАО "РЖД") в бюджете нет". В связи с этим РЖД просит правительство ускорить принятие перечня имущества подлежащего льготному налогообложению, заявил Г.Фадеев, отметив, что этот перечень был представлен в МЭРТ еще в январе с.г.
Правительство несколько раз рассматривало данный документ, однако каждый раз отправляло его на доработку. Окончательный вариант этого перечня был направлен в правительство 6 сентября с.г., сообщил глава РЖД. Он отметил, что данный документ должен быть принят до 1 октября 2004г.
Напомним, что в настоящее время РЖД пользуется льготной 25-процентной ставкой платы за аренду земельных участков. Согласно Налоговому кодексу, с 2005г. аренда должна подняться до 100% от ставки налога на земли сельхозназначения.
Между тем правительство РФ одобрило меры по реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте. Такое решение было принято сегодня на заседании кабинета министров. Премьер-министр Михаил Фрадков подчеркнул, что реформа идет в сложных условиях, поэтому необходимо совместить стратегический план развития ОАО "РЖД" непосредственно с самой реформой.
Напомним, что Минтранс предлагает правительству РФ списать с ОАО "РЖД" часть пеней и штрафов, начисленных по задолженности Министерства путей сообщения (МПС) РФ. Списание части пеней и штрафов предполагается в обмен на погашение компанией налоговой задолженности до конца 2004г. Согласно графику, погашение задолженности должно было быть произведено до 2007г. По неофициальным данным, общая сумма пеней и штрафов, которые Минтранс предлагает списать с РЖД, составляет 15,8 млрд руб. При отмене льготы для РЖД по налогу на землю у компании возникнут дополнительные издержки. Однако для сокращения этих издержек компания не может повышать тарифы на перевозки.
Вместе с тем, Минтранс РФ предлагает правительству принять отдельное постановление о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте не дожидаясь принятия закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В настоящее время не в полной мере обеспечен равноправный доступ (всех перевозчиков) к железнодорожной инфраструктуре. Создание условий для развития альтернативных перевозчиков позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли. Для привлечения инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры необходимо создание условий для частно-государственного партнерства в отрасли. В первую очередь инвестиции необходимы для развития железнодорожных путей как подходов к портам и месторождениям полезных ископаемых. Привлечение инвестиций возможно за счет вывода из РЖД хозяйствующих обществ, осуществляющих свои действий на конкурентной основе. За счет этого должны быть созданы предприятия по ремонту подвижного состава, предприятия, осуществляющие контейнерные перевозки и предприятия строительного комплекса.
Накануне стало известно, что ОАО "Российские железные дороги" намерены в октябре-ноябре 2004г. разместить облигационный заем на 12 млрд руб., по сообщению вице-президента компании Анны Беловой. По ее словам, заем будет размещен тремя траншами, а вырученные средства будут направлены на оптимизацию кредитного портфеля компании.
Интересно, что 3 дня назад Кемеровское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возбудило очередное дело в отношении РЖД по признакам нарушения закона о конкуренции. Эксперты антимонопольной службы предполагают, что компания навязывает ОАО "Новокузнецкий алюминиевый завод" невыгодные условия дополнительного соглашения о порядке расчетов за услуги по перевозке грузов по России, касающихся списания с лицевого счета денежных средств.
В то же время, министр транспорта Игорь Левитин заявил, что, начиная с 2005г., частные инвестиции в инфраструктуру железнодорожной отрасли могут вырасти до 2 млрд долл. Он напомнил, что в 2003г. частные инвесторы вложили порядка 1 млрд долл. в покупку новых вагонов и локомотивов.
Напомним, что с 2003г. крупнейшие промышленные компании России начали создание специализированных транспортных компаний по перевозке своей продукции. В настоящее время суммарная доля частных компаний в общем грузообороте на железных дорогах составляет порядка 20-25% по различных грузам.