Вывоз капитала из России вырос почти в полтора раза
Чистый вывоз капитала частным сектором из России в январе—июле составил $13,1 млрд, сообщил свою предварительную оценку Центробанк. В первые семь месяцев прошлого года отток был почти в полтора раза меньше — $8,8 млрд.
«Основным источником вывоза капитала выступал банковский сектор, который, сохранив объем погашения внешних обязательств на уровне сопоставимого периода прошлого года, одновременно разместил средства за рубежом. В то же время прочие секторы, в отличие от прошлого года, выступали нетто-импортерами капитала, перейдя от наращивания внешних активов к чистому привлечению средств нерезидентов», — отмечается в сообщении ЦБ.
Такая динамика говорит о росте внешних валютных активов банков из-за осторожного отношения к валютному кредитованию, рассуждает главный эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин. Крупные банки и ЦБ стремятся к девалютизации активов, «так как высокая волатильность курса приводит к давлению на банковский капитал», напоминает он. «В целом формирование некой внешней валютной позиции для банков в условиях, когда есть спрос населения и компаний на валютные сбережения, вполне логично. Сейчас сложно оценить, о каких именно внешних банковских активах идет речь: часть из них может быть размещена в еврооблигациях или других консервативных инструментах», — отмечает Сусин.
«Статистический характер»
По предварительным данным за первое полугодие, частный сектор вывез из страны $14,7 млрд; таким образом, отток также превысил прошлогодний показатель в полтора раза. При этом такая динамика сложилась за счет результатов первого квартала, когда чистый вывоз капитала составил $17,1 млрд. Во втором квартале, по оценке ЦБ, и вовсе наблюдался чистый ввоз капитала в размере $2,8 млрд.
В то же время профицит текущего счета укрепился, составив $21,7 млрд по сравнению с $15,2 млрд за тот же период прошлого года. Это, сообщил ЦБ, произошло за счет укрепления сальдо торгового баланса (разница между экспортом и импортом), которое обеспечил «более значимый рост стоимостных объемов экспорта по сравнению с импортом, частично компенсированный увеличением дефицита по другим статьям текущего счета».
Масштабы оттока капитала нужно рассматривать в совокупности с данными по текущему счету, объясняет главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой. Для рубля важен платежный баланс — пока он в плюсе, существенных рисков для отечественной валюты нет, напоминает Полевой.
Но сальдо счета текущих операций в январе—июне составляло $23 млрд, то есть в июле наблюдался дефицит текущего счета в размере $1,3 млрд. В таких случаях необходим приток капитала, который его покрывает, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, именно он и был в июле. «По сравнению с 2016 годом ситуация практически не поменялась. Отток стал значительно выше, потому что у нас профицит текущего счета стал значительно выше. Часть оттока капитала носит статистический характер: всю валюту, которая приходит в страну через торговлю (то есть через профицит текущего счета), кто-то покупает. Поэтому масштаб оттока капитала отражает масштаб положительного сальдо текущего счета», — резюмирует Орлова.
Высокий отток капитала — «следствие избыточности валютной ликвидности, вызванной сильным торговым балансом», добавляет аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. «Российские банки, на счета которых поступил большой объем денежных средств, вынуждены размещать эти деньги на депозитах за рубежом. Формально это трактуется как вывоз капитала, хотя на самом деле является временным размещением средств в иностранных банках с низким риском», — говорит Порывай.