Почему Новгород
По данным Минфина на 1 мая, по объему коммерческих кредитов Новгородская область среди субъектов РФ занимает только 34-е место. На 1 мая 2015 года долг области таким кредиторам составил 8,4 млрд руб. Это 57,6% от общего объема долга региона. Соотношение долга к доходам области на 1 декабря 2014 года составляло 66,8% — по этому показателю регион входит в двадцатку проблемных.
Источник в правительстве Новгородской области говорит, что региону не повезло со сроками: год только начался, и в условиях кризиса ни один банк не подал заявку на аукцион, так как все посчитали процентную ставку 23,63% слишком низкой. И это при том, что, по словам представителя Сбербанка (по оценке аналитика БКС Юлии Сафарбаковой, на него сейчас приходится 70% займов регионам), ставка кредитования регионов сейчас находится в диапазоне 14–15% и определяется в результате торгов.
«Если региону необходимо погасить большой объем долга, часть средств он может получить у Минфина: у министерства предусмотрена помощь регионам, выплачивающим долг в текущем году, — однако она покрывает только половину суммы задолженности. Остальную половину нужно выплачивать из собственных ресурсов или привлекать средства на рынке», — рассказывает заместитель директора группы государственных финансов S&P Карен Вартапетов.
Тем не менее бюджетный кредит Новгородская область также не смогла получить, потому что на 25 февраля еще не было позиций по их распределению, говорит источник в департаменте финансов Новгородской области. «Уже в марте—мае таких проблем бы не было», — уверен он.
Повторится ли ситуация
Сейчас около 90% всех кредитов, выдаваемых регионам, приходится на ВТБ и Сбербанк, говорит аналитик БКС Юлия Сафарбакова. В пресс-службе Сбербанка РБК сообщили о том, что просрочек по кредитам, выданным регионам, в течение последнего года не было. «Соответственно, вопросов рефинансирования просроченной задолженности не возникало», — сообщил представитель банка.
Когда на финансовом рынке и рынке банковского кредитования возникает дефицит ликвидности, рост ставок, то на фоне слабых бюджетных показателей у регионов появляются проблемы с рефинансированием: может возникнуть угроза дефолта, а то и дефолт, говорит Карен Вартапетов. Он приводит пример кризиса 2008—2009 годов: тогда даже по уже заключенным кредитным линиям банки отказывались предоставлять средства.
Банковский долг, который привлекают регионы, — это часто короткий долг, который создает риски рефинансирования, говорит Вартапетов. По критериям S&P, отношение расходов на обслуживание и погашение долга к запасам ликвидности региона определяет, насколько высоки для него эти риски. В долге российских регионов преобладают именно краткосрочные банковские кредиты, следует из отчета S&P. Эксперт говорит, что в этом году из рейтингуемых S&P регионов большую сумму предстоит выплатить, в частности, Красноярскому краю, но там «ситуация контролируется».
«С другими регионами похожая ситуация вполне может повториться», — говорит РБК Владимир Климанов, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики ФГУ РАНХиГС. В том числе потому, что в этом году происходит сокращение финансовых ресурсов на помощь регионам, уточняет он. В таком положении, по его словам, могут оказаться непредсказуемые субъекты федерации. Пример Новгородской области показателен: крупнейший налогоплательщик в регионе, компания «Акрон», занимается экспортными поставками и в условиях ослабленного рубля должен был показать хорошие финансовые результаты и, следовательно, выплатить больше налогов в бюджет региона. «Возможно, дело в несовпадении платежей по срокам», — говорит Климанов.
В пресс-релизе S&P «Сможет ли правительство предотвратить дефолты регионов в 2015 году?» говорится, что в последние 18 месяцев агентство предпринимало «преимущественно негативные рейтинговые действия». Это было связано с тем, что на фоне слабого экономического роста, замедления роста прибыли в корпоративном сегменте и номинальных доходов населения снизились поступления в бюджеты регионов по налогу на прибыль и НДФЛ — основным источникам доходов субъектов РФ. «При этом возросшие под давлением указов президента негибкие социальные расходы почти не оставляют регионам другого выбора, кроме как наращивать дефицит и долг, попадая в нестабильную ситуацию финансирования текущих расходов за счет заемных средств», — говорится в отчете.
Что S&P подразумевает под дефолтом региона?
Кредитные рейтинги – это прогноз агентства относительно способности и готовности заемщика своевременно и в полном объеме исполнять свои долговые обязательства. Соответственно, S&P фиксирует дефолт в том случае, если заемщик не исполнил долговые обязательства в срок и в полном объеме. Участники финансового рынка могут опираться на другие определения дефолта, пишет S&P. Агентство выделяет следующие два аспекта.
Во-первых, некоторые участники рынка могут считать дефолтом региона только неисполнение публичных долговых обязательств, то есть облигаций. S&P, в свою очередь, под дефолтом понимает неисполнение любых коммерческих долговых обязательств, в том числе облигаций и банковский кредитов.
Во-вторых, определенная группа участников рынка придает большое значение тому дефолту, в результате которого заемщик оказывается полностью неспособен осуществлять выплаты по своим долговым обязательствам, в то время как S&P считает дефолтом любые задержки выплат по основному долгу или процентам, даже если впоследствии все выплаты производятся полностью. Другими словам, инвесторы, утверждающие, что дефолты региональных органов власти невозможны, как предполагает S&P, имеют в виду высокую вероятность полного возмещения по дефолтным региональным обязательствам. По мнению S&P, последнее утверждение верно в российском контексте, однако оно не позволяет согласиться с тем, что дефолты региональных властей невозможны.
С точки зрения S&P, основанной на определении дефолта, кредитоспособность большинства российских регионов существенно отличается от кредитоспособности суверенного правительства, что находит отражение в рейтингах S&P: рейтинги регионов находятся в диапазоне от BB до BB+, в то время как рейтинг суверенного правительства по обязательствам в иностранной валюте равен BB+, а по обязательствам в национальной валюте BBB-.
Источник: отчет S&P «Сможет ли правительство предотвратить дефолты регионов в 2015 году
Как решить проблему
По оценке S&P, в 2015 году для финансирования дефицита и погашения или рефинансирования долга регионам необходимо будет привлечь на рынке до 0,9 трлн руб. «Совокупная потребность в заимствованиях в 2015—2017 годах оценивается нами примерно в 4 трлн руб. А это подразумевает ежегодный 35-процентный рост рыночных заимствований регионов», — пишут эксперты S&P. Учитывая прогнозируемую стагнацию банковского кредитования и структурные проблемы банковской системы, аналитики агентства говорят о том, что доступ регионов к финансовым рынкам может оказаться временно закрыт.
Минфин решает проблему с долгом регионов, предоставляя регионам бюджетные кредиты. В 2015 году будет оказана дополнительная финансовая помощь регионам — им выдадут 160 млрд руб. бюджетных кредитов для замещения более дорогих коммерческих кредитов и государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации в дополнение к уже заложенным в бюджете 150 млрд руб. Ставка по бюджетным кредитам составляет 0,1%. Такая мера позволяет заменить бюджетными кредитами до 50% от подлежащей погашению в 2015 году задолженности регионов по рыночным долговым обязательствам, сообщил РБК представитель Минфина. Помощь будет оказана тем регионам, которые выполняют соглашения по постепенному сокращению долговой нагрузки к 1 января 2017 года.
Но даже в том случае, если федеральная финансовая помощь направлена на снижение рисков рефинансирования, она часто несвоевременна, а критерии распределения таких средств труднопредсказуемы, говорит Вартапетов. «Если помощь и приходит, то часто не вовремя — после того, как проблемы возникли», — говорит эксперт.
Так, в 2009 году Томская область, имеющая рейтинг BB-, не получила бюджетный кредит на рефинансирование банковского кредита, когда доступ к финансовым рынкам для региона был фактически закрыт — в результате область с трудом избежала дефолта. В 2008 году Московская область допустила неисполнение оферты по облигациям одного из предприятий, а помощь от федерального бюджета получила уже после наступления дефолта.