Лицом к Азии: Дальний Восток хотят переориентировать на экспорт в АТР
Д.Медведев обозначил три возможных сценария развития ДФО: первая - ориентация региона на местную продукцию для замещения импорта, вторая - развитие производств для поставок на общероссийский рынок и третья - ориентация на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Поддержку получила третья, экспортно-ориентированная модель, в пользу которой высказался глава Минвостокразвития Александр Галушка. Для реализации ее он предложил, в частности, создать на Дальнем Востоке особые экономические зоны, расширить полномочия своего министерства и создать новые структуры развития, в том числе агентство по привлечению инвестиций.
По словам А.Галушки, с учетом новых предложений предполагается скорректировать программы по развитию Дальнего Востока и внести изменения в законодательство. Эксперты, комментируя планы властей, отмечают, что необходимо использовать преимущества всех трех названных премьером моделей. При этом ключевой задачей при любом выборе они называют развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры.
Завоевать 2%
По масштабам рынки АТР, действительно, выглядят наиболее впечатляюще из обозначенных Д.Медведевым направлений. Так, население самого Дальнего Востока - всего 6,3 млн человек, а объем рынка - около 90 млрд долл. (менее 5% российского ВВП). При этом ежегодный импорт стран АТР с общим населением в 4 млрд человек составляет более 6 трлн долл. (в том числе несырьевой импорт - 4,9 трлн долл.). Согласно подсчетам А.Галушки, если с Дальнего Востока будет поставляться 2% импорта стран АТР, ВРП региона как минимум удвоится. "Если мы ставим себе горизонт в 10 лет по завоеванию хотя бы 2% этого рынка, это не менее 6% экономического роста (в год. - Примеч. РБК)", - сказал А.Галушка.
Д.Медведев, говоря о трех сценариях развития Дальнего Востока, также отметил преимущества экспорта в АТР. Премьер подчеркнул, что при выборе первой модели - ориентации на местную продукцию - "почти не просматривается внутреннего драйвера (для развития)"; главным ограничением при поставках в другие регионы России он назвал транспортные издержки. Он подчеркнул, что расстояние от Дальнего Востока до стран АТР "в разы меньше, чем до Москвы", назвав это преимуществом третьего сценария.
Эксперты отмечают как сильные, так и слабые стороны экспортно-ориентированной модели. Так, по словам аналитика "Инвесткафе" Андрея Шенка, плюсом данного подхода является быстрый рост экономики и объема инвестиций в регион и генерирование валютной выручки. "Однако ориентированная на экспорт экономика сильно зависит от конкуренции на мировых рынках, а также сильно подвержена валютным рискам", - предупреждает эксперт.
Аналогичной точки зрения придерживается руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев, который подчеркивает, что "экспортная модель несет в себе риски зависимости от конъюнктуры внешних рынков". "Развитие региона нельзя ставить в зависимость от любой модели - необходимо использование лучшего из каждой. Необходимо всячески наращивать связи этого стратегически важного региона с остальной Россией: инфраструктурные, кооперационные", - считает А.Григорьев.
Говоря о перспективах удвоения ВРП Дальнего Востока за 10 лет, А.Шенк высказывает мнение, что такую задачу реализовать возможно, учитывая потенциал роста рынков стран АТР и возможности для экспорта природных ресурсов. Также, по его словам, при правильной модели развития свой вклад может внести рыбная промышленность. "Что касается большего роста ВРП, то все будет зависеть от конъюнктуры рынка, так как сырьевой рынок цикличен", - отмечает аналитик.
А.Шенк указывает, что в регионе необходимо будет развивать ресурсодобывающие отрасли, в том числе добычу золота. В свою очередь директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал" Владимир Рожанковский в качестве одного из ключевых направлений называет строительство заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ). Он напоминает, что спрос на СПГ будет расти, в том числе в Японии в связи с консервацией АЭС.
Главное - транспорт
Говоря о приоритетных задачах в развитии региона, эксперты сходятся во мнении, что в первую очередь на Дальнем Востоке необходимо развивать транспортную инфраструктуру. Так, А.Шенк выделяет необходимость строительства портовых мощностей и железных дорог. Более категоричен в этом отношении А.Григорьев: "Дальний Восток - ворота России в АТР, поэтому развитие инфраструктуры - как портовой, так и железнодорожной - должно стать задачей номер один на ближайшие годы".
На заседании правкомиссии эту проблему затронул член совета директоров компании EY, координатор Консультативного совета по иностранным инвестициям в России Александр Ивлев. "Представители крупных иностранных холдингов указывают, что открывают на Дальнем Востоке только базовое производство. Сдерживающим фактором для развития новых направлений они называют неразвитость инфраструктуры", - отметил А.Ивлев. Он подчеркнул, что "отсутствие инфраструктуры и в ряде регионов сложные климатические условия настолько важны, что остальные факторы, к сожалению, оказываются второстепенными".
Говоря о возможных путях обеспечения транзита грузов в регионе, А.Ивлев привел в пример опыт Канады, где был создан логистический хаб в провинции Саскачеван (проект Global Transportation Hub). Власти страны намеревались раскрыть потенциал Азиатско-Тихоокеанского торгового пути на территории Канады путем увеличения грузопотока с западного побережья, куда доставлялись товары из других азиатских стран, к восточному побережью, а также в США. При этом государство профинансировало создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры. "В результате проект стал крупнейшим логистическим объектом Канады, с 2007г. объем перевезенных грузов в регионе увеличился в 10 раз - с 50 тыс. тонн до 500 тыс., а каждый доллар государственных инвестиций в проект позволил привлечь 15 долларов частных инвесторов. Возможно, нам стоит рассмотреть такие подходы и в применении к Дальнему Востоку", - предложил эксперт.
Нехватка рабочей силы
Еще одной из проблем региона А.Ивлев назвал нехватку на Дальнем Востоке квалифицированной рабочей силы. На этот вопрос указывает и А.Шенк, по мнению которого "ограниченное число рабочей силы в перспективе 5-10 лет может стать существенной проблемой". Д.Медведев на заседании правкомиссии подчеркнул, что на Дальнем Востоке необходимо "сдвинуть с мертвой точки ситуацию с квалифицированными кадрами и проводить эффективную миграционную политику". Он предупредил, что для работы в регионе может понадобиться привлечение мигрантов: "Отношение к этой теме очень настороженное. Мы не должны нервировать наших людей, но мы должны все-таки давать работоспособные модели развития Дальнего Востока, а не построенные на иллюзиях о том, что мы перевезем 20 млн человек из европейской части нашей страны или за несколько лет нарастим численность собственного населения Дальнего Востока. Это очень сложно".
Экспортные ОЭЗ
В качестве одной из основных мер для реализации экспортно-ориентированного сценария развития ДФО глава Минвостокразвития также предложил создание особых экономических зон (ОЭЗ). Он привел пример Китая, 60% экспорта из которого приходится на ОЭЗ, а также Японии, где только в октябре 2013г. премьер Синдзо Абэ объявил о старте программы развития стратегических зон хозяйствования. А.Галушка высказал мнение, что ОЭЗ, создаваемые сегодня в России, "обладают неконкурентоспособным профилем, если сравнивать их с аналогичными объектами в странах АТР". Он предложил создавать на Дальнем Востоке специальные зоны, ориентированные на экспорт - сначала реализовать ряд пилотных проектов, а затем создать целую сеть таких территорий.
Вице-премьер по Дальнему Востоку Юрий Трутнев, комментируя это предложение, высказал мнение, что необходимо создавать ОЭЗ, которые "соответствовали бы лучшим мировым стандартам по налогам, транспортным издержкам и административным барьерам". А.Шенк из "Инвесткафе" считает, что ОЭЗ было бы целесообразно создавать в портах и промышленных зонах, так как они позволяют привлекать инвестиции в эти сферы.
Новые агентства и передел полномочий
Еще одна из мер, упомянутых А.Галушкой, - создание на Дальнем Востоке новых институтов и структур развития, в частности агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, а также агентства по развитию человеческого капитала. Ю.Трутнев в связи с этим напомнил, что сегодня существует структура, направленная на привлечение инвестиций - Фонд развития Дальнего Востока. "Но в том виде, в котором она сегодня существует, она неэффективна ни по организационной форме, ни по количеству денег, которые в ней находятся", - посетовал вице-премьер, добавив, что "менять надо и то, и другое". Помимо этого, по его словам, необходимо создание компании-девелопера, которая занималась бы подготовкой инвестиционной площадки с обеспеченной инфраструктурой.
Кроме того, Ю.Трутнев подчеркнул, что для реализации сценария необходимо "переформатировать Минвостокразвития", передав ему часть функций от других министерств, в том числе ряд полномочий Минэкономразвития, связанных с работой особых экономических зон, а также функции, связанные с работой по реализации федеральных целевых программ. А.Галушка позднее пояснил, что в соответствии с проектом решения правкомиссии его ведомству также могут быть переданы полномочия Минрегиона по координации отбора и реализации приоритетных инвестпроектов. Также планируется передать полномочия Минрегиона и Минфина, касающиеся распределения бюджетных субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
Дальневосточные перестановки
Отметим, что за последнее время в управлении Дальним Востоком произошел целый ряд перестановок. Так, в 2011г. рассматривалась возможность создания Госкорпорации по управлению регионом, однако эта идея так и не была реализована. Вместо нее в мае 2012г. было создано специальное министерство, курирующее регион, - Минвостокразвития. Ведомство возглавил полпред президента РФ в ДФО Виктор Ишаев.
Весной 2013г. министерство представило программу по развитию Дальнего Востока и Забайкалья до 2025г., в которой были, в частности, подробно описаны ключевые перспективные инвестиционные проекты в регионе. Программа была одобрена правительством, однако вскоре выяснилось, что реализация ее вызывает сомнения. Основной вопрос заключается в источниках финансирования. Так, президент Владимир Путин заявил, что при необходимом федеральном финансировании до 2025г. в 3,8 трлн руб. Минфин на период до 2020г. подтвердил только сумму в размере около 300 млрд руб. "Спрашивается - зачем утверждали такой документ, если непонятно, как и за счет чего его исполнять?" - задал риторический вопрос президент, назвав принятый документ "не программой, а протоколом о намерениях".
В конце августа 2013г. В.Ишаев покинул должность министра по развитию Дальнего Востока и полпреда президента РФ в ДФО. После этого структура управления регионом вновь была реформирована. Так, новым министром стал сопредседатель "Деловой России" А.Галушка, который, однако, не получил поста полпреда в ДФО. Эту должность занял бывший министр природных ресурсов Ю.Трутнев, который также был наделен полномочиями вице-премьера.
Дмитрий Никитин, РБК