Россияне отказываются от железнодорожных перевозок
Россияне постепенно отказываются от поездок железнодорожным транспортом. Так, за январь-сентябрь 2010 года на железнодорожном транспорте произошло сокращение пассажирооборота на 10,6%. По данным Минтранса, "это в значительной мере обусловлено повышением тарифов на пассажирские перевозки и, как следствие, переходом пассажиров на другие виды транспорта".
В то же время пассажирооборот, выполненный всеми видами транспорта общего пользования, вырос на 4,4% к соответствующему периоду прошлого года и составил 325,2 млрд пассажиро-километров. Интенсивный рост пассажирооборота на воздушном транспорте (на 31,2%) связан с гибкой тарифной политикой авиакомпаний, повышением деловой активности населения, а также проводимой государством политике по поддержке перевозок в направлении Дальнего Востока и обратно.
Как известно, после 2012 года государство планирует частично дерегулировать, то есть отпустить тарифы на пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах. Сейчас они самые дешевые. По данным экспертов, это приведет к повышению стоимости проезда в два-три раза. Только так можно вывести "в ноль" рентабельность пассажирских перевозок.
По оценкам председателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, цена вопроса составляет порядка 1 млрд долларов. Уже в 2010 году, согласно финансовым отчетам РЖД, правительство России одобрило выделение перевозчику субсидий на сумму 28 млрд рублей, а в 2011 году, по словам замглавы Минэкономразвития, объем субсидий за перевозки в поездах дальнего следования может возрасти до 30 млрд рублей.
Даже если не касаться проблемы сервиса и качества услуг пассажирских перевозок, особенно в плацкартных и общих вагонах, а говорить только о необходимости "найти" для РЖД 1 млрд долларов, то, по мнению экспертов, можно изменить тарифную политику РЖД в отношении крупных потребителей, то есть льготы, предоставляемые промышленным компаниям.
Так, в инвестиционном меморандуме, приуроченном к IPO "Русала" в Гонконге в 2009 году, компания привела действующие железнодорожные расценки, которые оказались ниже базовых тарифов РЖД на 40% для глинозема и почти в 70% - для алюминия.
Учитывая суммарные объемы железнодорожных перевозок компании, это позволило "Русалу" сэкономить в 2009 году от 500 до 800 миллионов долларов. В 2010 году тарифы на перевозки для "Русала" не изменились. В это же время для остальных клиентов РЖД поднял цены в среднем на 8-10%. Здесь дисконт "Русала" выглядит еще существеннее: почти в два раза меньше компания платит РЖД за перевозку глинозема, и практически в четыре раза дешевле ему обходится перевозка алюминия. Получается, что компания за счет своих льготных тарифов может сэкономить в 2010 году более 1 млрд долларов на платежах государству в лице монополиста РЖД.
С осени с.г. действуют льготные тарифы на перевозку в России зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности железнодорожным транспортом, которые позволяют снизить стоимость перевозки до минимальной отметки в 500 рублей за тонну в зависимости от расстояния. Данная льгота была введена после страшной засухи, которая убила половину урожая зерновых в Центральной России. Отменить эти тарифные льготы сложно, их действие будет продлено до лета следующего года.