Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Продать в хорошие руки: власти обсуждают судьбу аэропортов Москвы

Российские власти раздумывают, как лучше привлечь инвестора для развития аэропорта Шереметьево - сдать его в долгосрочную аренду или, может быть, даже продать. Однако только одним аэропортом дело может не ограничиться: рассуждая сегодня в Суздале о возможных вариантах развития событий, вице-премьер РФ Игорь Шувалов не исключил возможности приватизации всего Московского авиационного узла.
Продать в хорошие руки: власти обсуждают судьбу аэропортов Москвы

В последнем случае возможен вариант, когда все московские аэропорты могут оказаться в одних больших частных руках. Однако большинство экспертов считают, что создавать монополию на рынке авиаперевозок нецелесообразно и следует привлекать в каждый аэропорт отдельного инвестора.

Такие разные аэропорты

В Москве сейчас действуют четыре аэропорта, так или иначе принадлежащие государству - Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково. Государству через "Росимущество" принадлежит контрольный пакет в Быково, 100% в Шереметьево, и - условно - Домодедово. Условно - потому что последний аэропортовый комплекс был передан в очень длительную аренду (на 75 лет) управляющей компании "Ист Лайн".

Что касается Внуково, то крупнейший акционер там тоже государство, правда, в лице правительства Москвы, контролирующего около 75%.

По итогам 2009г. самый большой пассажиропоток был у Домодедово - за год через него "пролетело" 18,7 млн человек. За лидером следует Шереметьево - 14,8 млн человек, у Внуково - вдвое меньше (7,73 млн человек). Самый маленький пассажиропоток - в Быково; аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков оценивает его всего в 150-200 тыс. человек в год.

Несмотря на такую разницу в потоках, роднит все перечисленные аэропорты одно: они входят в Московский авиационный узел, являющийся крупнейшим в России.

Оптимальный способ

Государство уже приступило к оценке Шереметьево. В конце апреля совет директоров аэропорта выбрал своим инвестиционным консультантом консорциум Credit Suisse - "Тройка-Диалог". Консультанты должны до конца этого года придумать лучший способ, как привлечь управляющую компанию или инвестора к управлению аэропортом.

Изначально планировалось повторение домодедовского опыта, когда аэропорт сдают в долгосрочную аренду, либо же отдать его в концессию. Однако сегодня в Суздале И.Шувалов озвучил и другой, более радикальный вариант - продажу Шереметьево. Причем если уж передавать аэропорт в частную собственность, то одного его может оказаться мало, пояснил И.Шувалов.

"Пока наше первоначальное понимание ситуации таково, что инвесторам может быть интересен в целом Московский авиационный узел, а не отдельно аэропорт Шереметьево", - заявил сегодня вице-премьер. По его словам, в этом случае могут появиться новые потенциальные инвесторы "с другим объемом возможных инвестиций".

Разделяй и привлекай

Вариант привлечения одного крупного инвестора на весь авиаузел вызывает в целом скептическую реакцию у экспертов. Аналитик "ВТБ Капитал" Елена Сахнова считает, что аэропорты должны конкурировать между собой, поэтому целесообразнее привлекать в них инвестора "по одиночке". Кроме того, аэропортом Домодедово уже управляет "Ист Лайн", а основным собственником аэропорта Внуково является Москва, и не факт, что местные власти захотят с ним расстаться, говорит аналитик.

"Полностью передать московский авиаузел проблематично - собственность разрозненная, - соглашается А.Рожков. - Логично передать его в управление по частям. Это более соответствует политике конкуренции: стоимость обслуживания будет снижаться". В противном случае возникнет новое монопольное образование со всеми вытекающими отсюда последствями, предупреждает аналитик.

Впрочем, есть идеи аэропортного "единоначалия" и сторонники. "Наличие разных собственников у аэропортов влечет за собой разные способы развития. Было бы логично координировать их деятельность", - считает руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Единый собственник мог бы специализировать каждый из аэропортов на том или ином виде деятельности: грузоперевозках, чартерных, международных перевозках, что повысило бы их эффективность.

Стратегическая продажа

Еще один вопрос, возникающий при варианте продажи аэропорта - это продаваемая доля. Шереметьево (равно как и другие аэропорты) считается стратегическим объектом, и государство вряд ли готово отдать контроль над ним в руки частников. Поэтому инвесторам едва ли стоит рассчитывать на большее, чем 49% акций, считает управляющий партнер НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Иван Андриевский. Он оценивает стоимость всего аэропорта в 1-1,5 млрд евро.

Оценка А.Рожкова из ИФК "Метрополь" еще более консервативна: он полагает, что максимальный пакет акций аэропорта на продажу - блокирующий.

Среди возможных покупателей доли в аэропорту эксперты перечисляют все ту же "Ист Лайн", структуры Олега Дерипаски (которому принадлежат аэропортовые узлы на юге России), давно поглядывающую на Шереметьево "Альфа-групп". Нельзя исключать из этого списка и иностранных инвесторов, однако здесь вероятность покупки существенно ниже: зарубежный бизнес не так просто привлечь к приватизации российских аэропортов из-за непрозрачности финансового управления последних, отмечает И.Андриевский.

Екатерина Чичурина, РБК

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
В НАТО назвали законными удары Украины по военным целям в глубине России Политика, 19:40
Пользователь заплатил более $17 тыс. за перевод 1,34 биткоина Крипто, 19:38
Минобороны сообщило о перехвате дрона ВСУ в Белгородской области Политика, 19:37
Экс-главу Минэнерго Подмосковья отправили под домашний арест Общество, 19:34
По данным «МегаФона» москвичи в метро стали реже читать и больше работать Пресс-релиз, 19:34
Силуанов предупредил об угрозе глобального долгового кризиса Экономика, 19:25
Роботы удешевляют труд людей и отбирают работу. Ждать ли новых луддитов Pro, 19:23
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Гражданин Узбекистана напал на восьмиклассника в подъезде в Москве Общество, 19:19
В фуре с мебелью таможня нашла почти 700 кг устриц, лобстеров и сельди Общество, 19:01
Forbes назвал самые дорогие бойцовские промоушены мира Спорт, 18:58
«Пикник «Афиши» пройдет в Москве после пятилетнего перерыва Общество, 18:48
Умер «мебельный король» Сергей Зуев Общество, 18:46
Рэпера Платину задержал ОМОН во время концерта в Томске. Видео Общество, 18:29
Есть проблемы: почему растет спрос на услуги логопедов РБК Франшизы, 18:26