Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Песков объяснил указание Путина об обмене украинских военнослужащих Политика, 14:32
Тренер «Спартака» отказался стричься налысо в случае победы в Суперкубке Спорт, 14:29
Продажа статуса: как монетизировать желание водителей выделиться Партнерский проект, 14:27
Военная операция на Украине. Главное Политика, 14:26
Как предотвратить старение: советы от Нобелевского лауреата по медицине Pro, 14:24
Медведев счел обреченным на провал диалог с политическими «марионетками» Политика, 14:21
Володин заявил, что пленных из «Азова» ждет суд Политика, 14:18
«НПК Автоприбор» работает на технологический суверенитет РБК +, 14:16
«МегаФон» назвал самые популярные туристические направления Пресс-релиз, 14:15
«Яндекс» опроверг сообщения о приходе Кудрина в компанию Бизнес, 14:14
В меню кафе саммита НАТО «русский салат» переименовали в «традиционный» Политика, 14:13
Сбросить напряжение за пять минут: короткая антистресс-медитация Pro, 14:11 
«Зенит» объявил о приобретении второго бомбардира РПЛ прошлого сезона Спорт, 14:10
В США заявили об отсутствии причин считать провокацией усиление НАТО Политика, 14:10

Инвестируйте выгодно
с банком «Ренессанс Кредит»

КБ «Ренессанс Кредит» (ООО). Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14081-100000 от 05.11.2019 г.
Экономика ,  
0 

Социологи описали пять стратегий россиян в кризис

Эксперты «Ромира» выяснили, какие стратегии выбирают потребители спустя месяц после жестких западных санкций. Среди пяти условных категорий — «аскеты», «инвесторы», «паникеры». В каждую из них входит примерно равное число россиян
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

В условиях высокой волатильности рубля и санкционного давления россияне поделились на группы, исходя из стратегии потребительского поведения. Исследователи «Ромира» на основе опросного метода классифицировали их следующим образом: «аскеты», «инвесторы», «стратеги», «паникеры», «рационалисты».

Эксперты компании ведут анализ потребительского поведения россиян с первых дней после введения жестких западных санкций в конце февраля. Результаты исследования проекта «М-пульс» (есть у РБК), который проводится волнами с 5 марта, были представлены на конференции «М-холдинга» (в него входит исследовательская компания «Ромир»), прошедшей 7 апреля в Росстате.

ВЦИОМ сообщил о влиянии санкций на жизнь 60% россиян
Экономика
Фото:Евгений Софийчук / ТАСС

По состоянию на 3 апреля пять указанных стратегий потребительского поведения использовали практически одинаковое количество россиян: доля «стратегов» чуть превалировала (23%), по остальным категориями распределились 17–21% граждан. «Стратегам» свойственно увеличение трат на многие категории товаров, не относящихся к товарам первой необходимости и базовым продуктам питания. Чаще всего представители этой категории увеличивают траты на алкоголь, а кроме этого, на БАДы и витамины, смартфоны, бытовую технику, ювелирные изделия, салоны красоты, ремонт автомобиля, отдых и развлечения. Как пояснили РБК в «Ромире», «стратегический» характер их потребления отражается в покупках товаров, которые могут в дальнейшем подорожать.

На другом полюсе — «аскеты» (21% опрошенных), они экономят на всем, кроме еды. В этой категории выше, чем в других сегментах, доля людей в возрасте 18–24 лет. «Инвесторы» (их 17%) увеличили расходы на ремонт автомобиля и страхование. «Паникеры» закупают впрок товары первой необходимости (18%): среди них самая высокая доля людей со средним заработком. Они, в частности, увеличили траты на кофе, сладости, деликатесы, косметику, средства личной гигиены и корма для животных. Наконец, «рационалисты» (21%) — это те люди, которые не увеличивают траты ни на одну категорию. В первую волну опросов (в начале марта) их было больше всего — 27%.

Переключение на дешевые товары

Pro
Фото: Ketut Subiyanto / Pexels Максимум 730 тыс. руб.: сколько платят тестировщикам и DevOps-инженерам
Pro
Фото: Shutterstock Рынок США падает. Пора «выкупать дно» или оно впереди — мнения экспертов
Pro
Фото: Michael Cohen / Getty Images for The New York Times Дожить до 120 лет: зачем сооснователь PayPal принимает гормон роста
Pro
Почему вместе с пандемией заканчивается мода на образовательные стартапы
Pro
Фото: Shutterstock Как «объехать» санкции: альтернативные способы доставки товаров из Европы
Pro
Фото: Shutterstock «Напишу президенту»: куда жаловаться, если нарушили ваши трудовые права
Pro
Фото: Shutterstock Российское ПО уступает западным аналогам. Почему это не всегда важно
Pro
Фото: Shutterstock Скелеты в шкафу: как защититься от «сюрпризов» при покупке бизнеса

Как говорится в исследовании, самой распространенной моделью поведения россиян в попытке преодолеть экономические трудности стал отказ от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования (ее придерживаются 54% опрошенных). Чуть меньшая доля людей сокращает расходы на отдых и развлечения. О том, что экономические проблемы в стране никак их не затронули, сообщили лишь 6% респондентов. Самым популярным вариантом поведения при сокращении расходов на еду и товары первой необходимости оказалось переключение на товары по скидкам и акциям (66% ответов), а также на более дешевые товары (65%).

Кроме того, «Ромир» назвал категории товаров, от которых покупатели готовы отказаться в первую очередь. Среди таких товаров ювелирные украшения, недвижимость, системы нагревания табака и вейпы. От продуктов питания, фруктов, лекарств россияне отказываться не готовы.

Недельная инфляция впервые после ужесточения санкций опустилась ниже 1%
Экономика
Фото:Дмитрий Рогулин / ТАСС

Также исследователи выяснили, на какие товары потребители сократили и увеличили свои расходы в начале апреля. В топе по росту трат — продукты питания, лекарства, различные непродовольственные товары (расходы на них увеличили от 36 до 45% респондентов). Около 30% опрошенных сократили расходы на одежду, обувь и сладости.

Быстрый рост цен в России начался в конце февраля — начале марта после введения западных санкций против резервов ЦБ и последовавшего ослабления рубля. За две недели, с 25 февраля по 11 марта, они поднялись более чем на 4%, затем рост замедлился, но оставался высоким. До 1% инфляция опустилась только на последней отчетной неделе — с 26 марта по 1 апреля. Подорожание сопровождалось всплесками спроса на некоторые группы товаров — сахар, средства личной гигиены, гречку, лекарства и другие. Ажиотажный спрос на товары первой необходимости начал сходить на нет, заявил в Госдуме 7 апреля глава правительства Михаил Мишустин, напомнив, что за прошлый месяц по результатам проверок ФАС возбудила семь уголовных дел.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"