Эксперты: ТГК и ОГК могут сократить инвестпрограммы на 15-20%
Уважаемые пользователи, свои вопросы аналитикам вы можете присылать на электронный адрес quote@rbc.ru.
Министерство энергетики РФ может обсудить с новыми собственниками генерирующих компаний реализацию инвестиционных проектов в условиях финансового кризиса. Нестабильность на финансовых рынках, без сомнения, повлияет на возможности компаний по реализации инвестпрограмм, отметил глава Минэнерго Сергей Шматко. "Инвестпрограмма - не догма, она может обсуждаться", - сказал он, добавив, что "основы генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020г. обязательны для выполнения". По словам С.Шматко, государство может оказать помощь в реализации планов по строительству новых мощностей, однако не уточнил, в чем она может заключаться.
В настоящее время Минэнерго анализирует все инвестиционные программы энергокомпаний. Эта работа, как ожидается, будет завершена к концу октября, сказал С.Шматко.
Кроме того, на днях появились сообщения о том, что ОГК-2, ОГК-6 и ТГК-1 могут привлечь 120 млрд руб. посредством допэмиссий. Средства понадобятся компаниям для реализации инвестпрограмм. По словам аналитиков, бумаги энергокомпаний, скорее всего, могут быть размещены в пользу "Газпрома", но участие других инвесторов также не исключается. Ранее сообщалось, что ОГК-2 может привлечь 40 млрд руб., ОГК-6 – 30 млрд руб., размещение допэмиссии ТГК-1 должно принести 50 млрд руб. Как отмечают эксперты, у ОГК-2 и ТГК-1 одни из самых больших инвестиционных планов среди всех ОГК и ТГК.
Нехватка финансирования может осложнить реализацию инвестпрограммы OГK-1 - единственной компании, которая не перешла в руки частного стратегического инвестора. Продажа ОГК-1, по словам С.Шматко, в среднесрочной перспективе не планируется. У энергокомпании также одна из крупнейших инвестпрограмм в генерации - порядка 120 млрд руб до 2012г.
Вопрос 1. На сколько могут быть урезаны инвестпрограммы, и каких компаний это коснется в большей степени?
Вопрос 2. Какую помощь может оказать генкомпаниям государство в реализации инвестпрограмм?
Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Ирина Филатова:
На наш взгляд, сумма инвестиционных программ может быть уменьшена на 15-20%. Вполне вероятно, что финансовый кризис в России перекинется на промышленность и других потребителей энергии. Следовательно, потребление энергии будет расти меньшими темпами, и может не понадобиться ввод каких-либо мощностей.
В любом случае сокращение инвестиционной программы ОГК и ТГК – это хорошо. Первые кандидаты на пересмотр, по нашему мнению, - это "РусГидро", ТГК-1, ОГК-1, ОГК-2 и ТГК-10, поскольку сумма инвестпрограмм этих компаний является самой значительной, у них планируется к вводу большое количество новых блоков. Скорее всего, инвестпрограммы будут сокращены за счет новых мощностей - генкомпании сосредоточатся на модернизации существующих.
Что касается вопроса о возможной поддержке государства, стоит отметить, что ОГК и ТГК являются частными компании, поэтому государственная помощь может заключаться только в предоставлении кредитов по приемлемым процентным ставкам. Кроме того, очень важным является принятие закона о запуске рынка мощности. Без конкурентного рынка мощности "стратеги" не смогут в разумные сроки окупить свои инвестиции в новые мощности.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Олег Зотиков:
Мы полагаем, что инвестпрограммы могут быть урезаны только в крайнем случае, например, если компания докажет неэффективность и дороговизну проекта. Также проекты второстепенной важности могут быть отложены на более поздний срок. Наибольший риск пересмотра инвестпрограммы - у ОГК-1, поскольку программа у компании масштабная, а ей так и не удалось привлечь средства.
Если говорить о возможной помощи государства – оно может оказать поддержку в виде предоставления компаниям кредитов на особых условиях, более выгодных, чем на рынке.
Заместитель начальника аналитического департамента "Арбат Капитала" Алексей Павлов:
Мы считаем, что инвестпрограммы генкомпаний не будут сильно урезаны по объемам, поскольку ввод новых мощностей необходим в любом случае. По-видимому, корректировка будет касаться в первую очередь сроков. Сейчас, если компания не может вовремя сдать объекты генерации, она должна заплатить штраф в объеме 25% от стоимости инвестпрограммы. В условиях труднодоступности кредитных ресурсов, "мертвого" первичного рынка и высокой инфляции, приводящей к постоянному росту стоимости новых объектов, корректировка сроков ввода ряда мощностей будет выглядеть вполне разумно.
Главным бенефициаром поблажек может стать ОГК-1, так и не сумевшая привлечь стратегического партнера, в то время как ее обязательства по инвестициям только на следующий год превышают 1,2 млрд долл. Кстати, не исключен вариант, что в экстренных случаях (как с ОГК-1) государство будет предоставлять энергетикам необходимые для инвестиций кредиты.
Аналитик Евразийского банка развития Евгений Винокуров:
Главное, что может сделать государство, - это реализовать планы по введению новых методов ценообразования, учитывающих инвестиционную составляющую. Если реформа будет планомерно доведена до конца в 2009-2011гг., дополнительные налоговые и иные льготы будут некритичны, за исключением отдельных случаев.
В условиях крайне напряженного рынка заимствований целесообразно рассмотрение вопроса о предоставлении генерирующим и распределительным компаниям госгарантий, которые существенно снизят стоимость заимствований. При этом крупным источником финансовых средств станут национальные и международные банки.
Начальник отдела акций ИГ "КапиталЪ" Константин Гуляев:
Заявленный объем инвестпрограмм генкомпаний на данный момент составляет около 1,2 трлн руб. и предполагает строительство мощностей почти на 30,4 ГВт. В целом генкомпании привлекли в ходе допэмиссий чуть более 500 млрд руб. Таким образом, привлеченные средства составляют только половину всех необходимых средств для инвестиций. Для ТГК это соотношение составляет чуть более 50%, для ОГК - чуть более 40% из-за ОГК-1, которой пока не удалось разместить допэмиссию и привлечь капитал.
Однако от компании к компании доля привлеченных средств в результате допэмиссии к совокупным средствам, необходимым для реализации инвестпрограмм, существенно меняется. Среди наиболее "обеспеченных" (соотношение больше 60%) - ОГК-3, ОГК-4, ТГК-5, ТГК-6, ТГК-10 и ТГК-14, тогда как наибольший дефицит средств для инвестиций может наблюдаться у ОГК-1, ОГК-2, ОГК-6, ТГК-1, ТГК-2, Мосэнерго, Волжской ТГК и др. У этих генкомпаний соотношение "привлеченные средства/необходимые средства" - не более одного к трем.
Для привлечения таких масштабных инвестиций необходимы либо нормально функционирующий долговой рынок, либо возможность разместить новую допэмиссию. Причем последнее является негативным для котировок компаний. Долговая нагрузка генкомпаний позволяет брать в долг - как правило, соотношение "чистый долг/EBITDA" у них не превышает 1,5-2, а в большинстве случаях оно меньше 0,5-1 или вообще отрицательное. Однако в условиях финансового кризиса у генкомпаний мало возможностей для успешного привлечения капитала - и посредством увеличения долга, и в результате новой допэмиссии.
Существует риск, что инвестпрограммы могут быть не выполнены в срок. Уже есть много претендентов на перенос сроков проектов на один-три года. Как известно, в случае невыполнения инвестпрограммы генкомпаниям может грозить штраф в размере 25% от всей программы. В действительности уплата таких штрафов практически нереальна. Государство, вероятно, будет менять сроки введения тех или иных объектов, а также позволять компаниям заменить одни объекты на другие, более приемлемые для реализации с экономической точки зрения (этого, например, сейчас хочет ТГК-4). Также могут быть предусмотрены "длинные" кредиты для генкомпаний и помощь в поиске стратегических инвесторов в случае проведения новых допэмиссий.
Старший аналитик ИФК "Алемар" Виталий Домнич:
По нашему мнению, инвестпрограммы могут быть урезаны для компаний, работающих в энергоизбыточных регионах или регионах, где дефицит электроэнергии ожидается в отдаленной перспективе. Масштабы сокращения инвестпрограмм не превысят 15-20%.
Государственная помощь в реализации инвестпрограмм может заключаться в следующем: в формировании более высоких темпов роста тарифов на электроэнергию; в лояльной политике регулятора на торгах мощностью (утверждение инвестиционных затрат целиком в тарифе на мощность); в осуществлении целевых дотаций государством с возможностью увеличения доли в акционерном капитале.
Quote.rbc.ru