Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Путин обсудил с Нетаньяху ситуацию в Сирии Политика, 14:04 Слуцкий раскритиковал руководство волгоградского «Ротора» за эго и власть Спорт, 13:59 «Траст» оценил долги «Открытие холдинга» в 450 млрд руб. Финансы, 13:53 СК опубликовал видео эксперимента с места убийства девочки в Саратове Общество, 13:53 Собеседование и экзамен: как найти идеального преподавателя Pro, 13:49 «Роскосмос» показал рассекреченные документы о создании корабля «Восход» Общество, 13:49 Медведев описал ситуацию в российской экономике фразой «все в порядке» Экономика, 13:42 Суд арестовал фигуранта дела о прорыве дамбы в Красноярском крае Общество, 13:41 Отставка в прямом эфире, «битье младенца» и дебют Тедеско. Итоги тура РПЛ Спорт, 13:35 Жаров заявил о переходе от блокировок к штрафам за нарушения в Сети Технологии и медиа, 13:33 В Одессу доставили два американских патрульных катера Island Политика, 13:32 США и Британия уличили хакеров из России в использовании разработок Ирана Политика, 13:31 Нино Грациано — о ресторанах в Москве и на Сицилии и ужинах в четыре руки Стиль, 13:29 Тишина, покой и звукоизоляция: как оградиться от лишнего шума. Карточки РБК и ROCKWOOL, 13:21
Экономика ,  
0 
Греф призвал к глобальной реформе системы образования в России
Образовательная модель в России устарела, страдает качество корпоративного обучения. Систему можно улучшить за шесть лет, но россияне не готовы платить за развитие своих навыков, считает президент Сбербанка Герман Греф
Президент Сбербанка Герман Греф (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

​Россия по качеству человеческого капитала стоит выше Европы, но это конкурентное преимущество мы быстро теряем, заявил Греф, выступая во вторник на Апрельской экономической конференции ВШЭ. Чтобы не упустить возможности, России необходим переход к новой модели образования, считает он.

Сегодня качеством образования недовольны все: и ученики, и учителя, и работодатели, 60% которых считают квалификацию сотрудников критически недостаточной, отметил Греф.

Ни одна корпорация не может быть конкурентоспособной длительное время, если не вкладывает много сил и средств в своих сотрудников. Доля сотрудников российских банков, проходящих корпоративное обучение, составляет 37,7%, сотрудников зарубежных банков — 99,6%, привел статистику президент Сбербанка.

При этом в России самый высокий процент людей с высшим образованием — 53,5%. В 2000–2013 годах госрасходы на высшее образование выросли в 21 раз. Однако российские университеты до сих пор не входят в топ-100 в мире по основным глобальным рейтингам, посетовал Греф. Выпускники в результате не готовы к эффективной работе — отсутствуют требуемые навыки, указал он.

«Сегодня система образования чувствует себя хорошо, получает огромные доходы и не хочет ничего менять, она не видит работодателя», — отметил проблему Греф.

Улучшить систему образования можно за шесть лет, оценил экономист. Для этого, в частности, необходимо обновлять вузы от «закрытых систем», которые он отнес к первому поколению, до университетов третьего поколения. Их ключевая роль в обществе — не защита истины (институты первого поколения) или открытие законов природы (второе поколение), а создание ценности, пояснил Греф.

Переход от индустриальной к постиндустриальной системе требует связать систему образования с рынком, и предпосылки к этому есть — университетами все больше и больше начинают управлять профессиональные менеджеры, сказал президент Сбербанка. Нужно также контролировать результат образования, а не процесс, приглашать больше иностранных преподавателей, а вузы, которые повышают конкуренцию, должны «получать больший кусок пирога» в виде госфинансирования, добавил Греф.

Тем временем в развитых странах сегодня набирает тренд обучение пожилых людей, чего не наблюдается в России, обратил внимание экономист. Впрочем, развиваться будет и эта образовательная ниша. «У нас слишком низкий пенсионный возраст. У меня язык не поворачивается назвать людей в 55–60 лет пожилыми», — сказал Греф. Необходимо учитывать и тренды, связанные с поколением нулевых, которое неразрывно связано с технологиями. «Нам необходимо учитывать этот сдвиг парадигмы», — считает президент Сбербанка.

Сегодня все больше российских компаний понимают, что их конкурентоспособность зависит от их лидеров, от качества человеческого капитала. Но общественной парадигмы, что образование — это не диплом в кармане, а наличие определенных навыков, у нас пока нет, люди пока не готовы платить за это, заключил Греф.

Магазин исследований: аналитика по теме "Образование"